Психологическая служба

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Выбираем стиль общения

         Основная задача семьи как ячейки общества — подготовить ребёнка к адаптации во взрослом мире. Выполнимость её зависит в большей степени от того, какой стиль общения принят в семье.

         Когда образуется молодая семья, очень важно найти в общении ту «золотую середину», которая поможет прожить вместе долго и счастливо, а детям вырасти достойными продолжателями славных традиций.

         Если с самого начала выбран неверный стиль общения, начинаются недопонимания, раздражения, конфликты, а затем, возможно, и распад семьи.

         Итак, когда в семье растёт ребёнок, одна из первых задач родителей — выбрать «правильный» стиль поведения.

         Классификаций стилей родительского поведения существует очень много. В настоящее время наиболее популярна классификация американских психологов Дианы Бомринд, а также Элеоноры Маккоби и Джона Мартина. Результаты их исследования названы одним из двадцати великих открытий в детской психологии ХХ века.

         Авторы выделяют 4 основных стиля поведения родителей и анализируют их влияние на ребёнка.

Четыре основных стиля родительского поведения

Стиль поведения Особенности общения и влияние на детей
АВТОРИТЕТНЫЙ(демократический)Высокий уровень контроля.Тёплые отношения. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Родители открыты для общения. Допускают изменения своих требований в разумных пределах.Дети уверены в себе, у них развит самоконтроль  и социальные навыки, они хорошо учатся и обладают высокой самооценкой. В юношеском возрасте дети ведут себя разумно, ответственно, в меру независимо.
АВТОРИТАРНЫЙВысокий уровень контроля.Холодные отношения. Родители устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. В юношеском возрасте часто демонстративны, ведут себя вызывающе. Пытаются скрыть за маской развязности свою зависимость, неуверенность и тревожность.
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ(заигрывающий)Низкий уровень контроля. Теплые отношения. Родители слабо регламентируют или совсем не регламентируют поведение ребёнка. Безусловная родительская любовь.Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей. Родители не устанавливают каких-либо ограничений.В юношеском возрасте дети склонны к непослушанию и агрессивности. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. В основном же игнорируют нормы и правила, принятые в обществе, у них не развит самоконтроль, они страдают от комплекса неполноценности.
БЕЗРАЗЛИЧНЫЙ(попустительский)Низкий уровень контроля. Холодные отношения. Родители безразличны к собственным детям. Не устанавливают для детей никаких ограничений. Закрыты для общения. Иногда враждебны по отношению к собственным детям.Ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к проблемному поведению.

         В таблице наглядно показано, что различные стили поведения ведут к различным реакциям детей.

         Как безразличный (попустительский), так и либеральный (заигрывающий) стили могут привести в очень большим проблемам в поведении ребёнка, а авторитарный воспитывает замкнутого и боязливого человека, который повзрослев, может и «взбунтоваться».

         Авторитетный (демократический) стиль дает возможность ребёнку вырасти с верой в собственные силы и с развитым самоконтролем.

         Выбор стиля общения всегда остается за семьей. Никто не может приказать делать так или иначе. Вы сами выбираете линию своего поведения. Но помните, что главным является результат — то, каким вырастет ваш ребёнок. Будет ли он активным, сильным в преодолении трудностей жизни или пассивным, безвольным, а ещё того хуже — агрессивным. Выбор за вами, дорогие родители!

Н.В.Щурова «Надо ли помогать детям?» стр.10