Психологическая служба

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Сначала научить — потом требовать

Пойди туда, не знаю куда,
принеси то, не знаю что.
Из русской народной сказки


          «Я опять взяла эти слова: «Сначала научить — потом требовать» - в заголовок именно потому, что в этом — главный принцип воспитания. Если МЫ НЕ НАУЧИМ ребёнка основным правилам поведения в обществе, он будет испытывать огромные сложности в жизни. Конечно, чему-то он в конце концов научится и без нас, но сколько неприятных моментов ему придется при этом пережить!

          Когда-то моя мама рассказала мне случай из её детства, который стал для нее знаковым в её педагогической работе (она была воспитателем детского сада). Я тоже осознала его важность, когда сама стала мамой, а затем учителем.

          А дело было так. Маме было шесть лет, когда её в первый раз попросили сходить в близлежащую сберкассу и заплатить за квартиру. Она дошла до сберкассы, но заплатить не смогла, потому что не знала, как это сделать и что сказать кассиру.

          Она вернулась домой и была наказана своей мамой за то, что не выполнила поручения.

          Эта обида осталась у неё на всю жизнь. Ведь она не выполнила поручения не потому, что не хотела, а потому, что не знала, как это сделать.

          Когда я выросла, мама мне всегда говорила: «Сначала научи ребёнка делать то, что ты ему поручаешь, а затем требуй исполнения».

          Прежде, чем начинать новый для ребёнка вид деятельности, необходимо потратить время на то, чтобы рассказать, показать, сделать вместе и только потом можно предоставить ребёнку сделать это самому.

          Будьте внимательны, когда даёте своему ребёнку поручение. Подумайте, научили ли вы его, как он должен поступить. В состоянии ли он, в силу своего возраста, это сделать. Даже слова, которые он должен сказать, вам сначала необходимо с ним проговорить.

          Иначе вы все чаще будете слышать: «У меня не получается» или «Я не умею».


Н.В. Щурова «Надо ли помогать детям? Стр. 20-21