Психологическая служба

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Самооценка, или чувство самоценности

         Задача родителей заключается в том, чтобы дать правильное направление нашим беспомощным и зависимым детям, а также осознать, что они могут стать уверенными в себе, надёжными личностями. Успех в достижении этих целей зависит не только от добрых намерений родителей, но и от того, как наш ребёнок сам их воспринимает.

         Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребёнка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребёнка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.

         Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. В этом смысле у маленького ребёнка нет внутреннего зрения. Его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие.

         Однако в этом процессе ребёнок не остается пассивным. Здесь действует ещё один закон всего живого: активно добиваться того, от чего зависит выживание. Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребёнок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от нас подтверждений того, что он — хороший, что его любят, что он может справляться с посильными (и даже немного более сложными) делами. Всё это — базисные стремления ребёнка и вообще каждого человека.

         Что бы ни делал ребёнок, ему нужно наше признание его успехов.

         Каждому знакомо, как малыш взглядом и всем своим видом (когда ещё не умеет говорить), а потом и прямо словами постоянно просит: «Посмотри, что у меня получилось!», «Смотри, что я уже умею!». А начиная с 2-х летнего возраста у него уже появляется знаменитое: «Я сам!» - требование признать, что он это может!

         Каждым обращением к ребёнку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своём состоянии, но и всегда о нем, а часто — в основном о нем. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я — хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствий, критики — ощущение «со мной что-то не так», «я — плохой».

         Душевная копилка ребёнка работает непрерывно, и чем он младше, тем неизгладимее влияние того, что мы в нее бросаем. К счастью, с маленькими детьми родители более ласковы и внимательны, хотя и с ними не всегда удается избежать ошибок. Но по мере взросления ребёнка «воспитательная» струна начинает звучать всё сильнее, и порой мы перестаем заботиться о том, что же накапливается в его «сокровищнице» самооценки: светлые дары нашего тепла, принятия о одобрения — или тяжкие камни окриков, критики, наказаний.