Психологическая служба

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Разности темпераментов у ребёнка и родителей.

         Кризис «несовпадения темпераментов» по типу «нашла коса на камень» при разности темпераментов у ребёнка и родителей или одного родителя переживается как родителем, так и ребёнком. Самое любопытное, что мы чаще всего сердимся и раздражаемся на детей именно тогда, когда сами неправы. Разве мы не знаем. Что маленькому ребёнку трудно быстро собраться в садик утром? Так почему мы не встаем сами и не будим его хотя бы на полчаса раньше, чтобы он не спеша собрался, а мы спокойно отправились на работу, никуда не опаздывая и не выходя из себя? В лучшем случае мы жертвуем сном в пользу спокойствия и хорошего настроения, и от этого выигрывают все — и мы, и наш ребёнок. Особенно раздражает похожесть на нас в чем-то негативном. Например, мы всегда и всюду опаздываем, поскольку слишком долго копаемся и собираемся,- и ребёнок весь в нас, так что с ним вместе мы опаздываем вдвойне. Естественно, достается ребёнку. Причиной раздражения достаточно часто служит несовпадение темпераментов родителя и ребёнка (а иногда и совпадение).

         Каждому человеку присущ от рождения один из четырёх типов темперамента, который мало изменяется с течением жизни. Темперамент определяет силу и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональности личности и степень её нервной возбудимости.

         Переделать темперамент практически невозможно, зато можно научиться использовать не только его сильные, положительные, но и слабые стороны.

         Люди, относящиеся на 100% к какому-то одному типу темперамента , вряд ли существуют. Как правило, наш темперамент представляет собой смесь из характеристик двух темпераментом, а то и из трех. В течение жизни баланс составляющих нашего темперамента может изменяться как бы сам собой, под влиянием жизненных событий, проб и ошибок.

         Дети с преобладанием меланхолического темперамента. Эмоциональный стресс для ребёнка меланхолика — почти норма жизни, поскольку его способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь. Малыш-меланхолик будет плакать по любой, самой ничтожной причине и даже тогда, когда мы вовсе не видим никакой причины для слёз. Мы не видим, а он-то найдёт. Поскольку мы не видим причине его страданий, мы не разделяем эмоций малыша, что только усугубляет ситуацию, поскольку меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью и страдают от неуверенности в себе. Меланхолики быстро утомляются, а для восстановления нервной и физической энергии им требуется довольно длительное время. Потому участие в протяженных по времени играх, тем более сложных, доводит их до стресса. Вообще для них является стрессовой любая ситуация, несущая неожиданные новшества или включающая элементы соревнования.

         Типичная для меланхоликов реакция на стресс — избегание общения и стремление к уединению, уход в себя и свои переживания. Для родителей маленького явно выраженного меланхолика ключами к ребёнку могут послужить терпение и понимание. Малыша-меланхолика нежелательно отдавать в детский сад раньше, чем ему исполнится три года. Заниматься с ним нужно очень дозированно и тщательно подбирая задания, чтобы трудности нарастали постепенно и он бы со всем справиться. Такой подход повышает самооценку ребёнка и усиливает его интерес к занятиям.

          Дети с преобладанием флегматического темперамента — самые спокойные дети на свете. Они уравновешенны и невозмутимы, изучают и исследуют мир постепенно, медленно и равномерно. Флегматики хорошо справляются с трудностями. Нервная система флегматиков достаточно хорошо уравновешена, их практически невозможно вывести из себя. Даже серьёзные проблемы флегматик воспринимает, оставаясь внешне спокойным. Ему очень нравятся задания, где надо посидеть, подумать, порассуждать, помудрить. Уже в четыре года ваш малыш-флегматик может с удовольствием играть в шахматы и читать свои первые книжки. Картинки он будет рассматривать часами. И слушать ваши рассказы — тоже. Ему очень нравится разговаривать, хотя любой разговор с ребёнком флегматиком — в большей степени монолог взрослого. Не пугайтесь, если вам покажется, что ребенок позже других детей начинает говорить. Это никак не связано с проблемой интеллекта. Просто он не спешит с высказываниями. Единственное. Что способно повергнуть флегматика в шок,- это задания на скорость (а также необходимость быстро реагировать в изменяющихся ситуациях ). Для успеха нужны время и покой. Учитывайте это в занятиях с ребёнком, никогда не пытайтесь «ускорять» или «подгонять» его. Как только вы потребуете от маленького флегматика сделать что-то быстро, тем более- немедленно, вы получите несчастного, плачущего ребёнка, совершенно неспособного заниматься чем бы то ни было.

         Дети с преобладанием сангвинического темперамента отличаются живостью и оптимизмом. Они обожают общаться. Так что не удивляйтесь, когда ваш младенец тихо хнычет, оставшись в одиночестве. Подойдите к нему. Возьмите за руку, поговорите с ним. Нет для вашего ребёнка большего удовольствия, чем прогулка, и врага страшнее, чем скука. Сангвиники нуждаются в переменах, в новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Они склонны к продуманным действиям, но способны мыслить быстро. Если ребёнок во время занятия начинает отвлекаться, не может сконцентрироваться — возможно, ему просто скучно. В таком случае стоит пересмотреть подход к занятиям. Сангвиник чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации миром.

         Если сангвинику скучно, он становится вялым и не может сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас. В стрессовой же ситуации будет защищать себя активно, но при этом обдуманно. Типичный сангвиник сначала убедиться, что мирный путь разрешения проблемы неэффективен, и только потом прибегнет к агрессии. Агрессивное поведение для него будет осознанной необходимостью.

         Дети с преобладанием холерического темперамента напоминают ураган и смерч в одном лице. Обладая крайне нервной и эмоциональной неуравновешенностью, холерики «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Они нуждаются в смене впечатлений, однако сильные впечатления быстро утомляют их. Отсюда их невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения. Если ваш малыш-холерик нарисовал какой-то красивый рисунок. Он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и немедленно взглянули на рисунок. Если вы не посмотрите на рисунок сразу же, ребёнок моментально выйдет из себя.

         Холерики вообще напоминают по своей нервной организации мину: стоит только шагнуть в опасную зону, как сразу же последует взрыв. Деятельность их неровная. Пульсирующая. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго. Холерики быстро утомляются и не могут продолжать интересующее их занятие. Отсюда и частая смена настроения, резкие перепады интересов, нетерпеливости неспособность к ожиданию. Нервный спад и упадок сил вполне естественно «выливаются» в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве. Если малышу не удается построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И нарычит на всякого, кто подвернётся ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие. И на непонимание окружающих. Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности ещё слишком далеко отстоят от способностей и желаний. Так что перед родителями холерика стоит непростая задача — дозировать занятия так, чтобы малыш мог постоянно узнавать что-то новое, но не переутомлялся при этом.

         Повышенная возбудимость и быстрота реакций приводят к тому, что многим детям-холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, нужно ли было поступать именно так.

          Понаблюдав за ребёнком, вы почти наверняка сможете определить, к какому типу темперамента он тяготеет.

          Тип первый: движения вашего ребёнка быстрые и резкие, он не может усидеть на месте и все время находится в движении, а сами его движения разнообразны. Ребёнок очень быстро думает, моментально отгадывает загадки, тут же находит ответы на вопросы, да и сами вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, причем иногда он задает новый вопрос, не дождавшись ответа на предыдущий. Он очень быстро устанавливает контакты как с ровесниками, так и с более младшими или старшими детьми, а также со взрослыми. Круг общения чрезвычайно широк, и ребёнка, знакомство с которым насчитывает десять минут, он называет своим другом, а на следующий день благополучно забывает о его существовании. В целом характер живой, подвижный, но недостаточно уравновешенный. Если вы замечаете у своего ребёнка все вышеперечисленные характеристики, то он несомненно, тяготеет к холерическому темпераменту.

          Тип второй: ребёнок двигается то быстро, то замедленно, движения стереотипные и монотонные. Четко выражена склонность реализовать свою активность за счет внутренних побуждений, то есть все зависит от мотива деятельности. Скорость мышления также нестабильна и неустойчива, как и скорость движений. Общительность незначительная и очень избирательная. Ребёнок выбирает себе одного друга или подругу и общается преимущественно с избранным партнером. Слабая нервная система. Если вы замечаете у своего ребёнка все вышеперечисленные характеристики, то он несомненно, тяготеет к меланхолическому темпераменту.

          Тип третий: движения ребёнка быстрые и разнообразные. Его очень интересует все новое, он любопытен, все хочет знать, стремиться решать одну и ту же задачу разными способами. С удовольствием включается в новую игру или деятельность, но без контроля взрослых может не довести дело до конца. Очень общителен и жизнерадостен. Если вы замечаете у своего ребёнка все вышеперечисленные характеристики, то он, несомненно, тяготеет к сангвиническому темпераменту.

          Тип четвёртый: движения ребёнка выполняются в одном темпе и не отличаются разнообразием. Ярко выражено стремление длительное время заниматься чем-то одним. С удовольствием играет в школу, выслушивая протяженные по времени объяснения, стремится все доводить до завершения, будь то игра или иное действие. Долго не утомляется и очень редко раздражается. Спокоен, уравновешен, несколько медлителен, настороженно относиться к любым переменам в жизни и принимает их не сразу. Если вы замечаете у своего ребёнка все вышеперечисленные характеристики, то он, несомненно, тяготеет к флегматическому темпераменту.