Психологическая служба

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Нравственное воспитание

         Что же это такое — нравственное воспитание? Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова:

         Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, а также... правила поведения, определяемые этими качествами.

         Следовательно, нравственное воспитание ребёнка заключается в том, чтобы привить ему определенные внутренние духовные качества и научить его правилам поведения, которых он будет придерживаться в жизни.


Знакомим с правилами поведения

         Обратимся к природе. Если мы внимательно последим за группой животных, то увидим, что все её члены подчиняются строго определенным правилам. В каждой группе есть вожак, который неусыпно следит за выполнением этих правил, и если какой-либо из членов явно не подчиняется, то его просто изгоняют из этой группы.

         Издревле и человек был подчинен тем же законам природы. В человеческих группах, а затем обществах и цивилизациях также были сформированы правила поведения, то есть нормы, по которым жили все люди. Это было вызвано жизненной необходимостью, условием самосохранения. Если же эти нормы нарушались, то общество обрекало себя на самоуничтожение.

         Все нормы поведения человека в обществе можно разделить на три основные группы:

  • моральные нормы;
  • этические нормы;
  • правовые нормы.

         В разных обществах они различаются, но все они нацелены на сохранение общества как единого целого.

         Более общими для всех являются моральные нормы. С древних времен человечество пыталось совершенствовать их и сохранить для следующих поколений. Одной из древнейших книг, где эти нормы прописаны, является Библия.

          Этнические нормы сохранились в виде обычаев и традиций определенной культуры. Они различались у разных народов, но в основе их всегда лежали общечеловеческие ценности.

         Правила поведения передавали следующим поколениям в виде пословиц и поговорок, причем многие из них повторяются у разных народов.

         Позже в более развитых обществах вводились и правовые нормы, то есть писались законы, обязательные для всех членов общества.


ПОЧЕМУ ОБ ЭТОМ ПИШУ?

         Ребёнок должен понимать, что нормы поведения — это не ограничение его свободы, а правила, которые помогают обществу сохраниться как единое целое. Их несоблюдение ведет к анархии и хаосу.

         Свои правила имеют и различные общности людей — семья, детский сад, школа, компания, где человек работает. Не соблюдать эти правила - значит постоянно конфликтовать и обрекать себя на одиночество.

Чтобы наш ребёнок не остался в жизни одиноким, мы и должны научить его, как правильно себя вести; стремиться к тому, чтобы он делал это совершенно осознанно и добровольно, а не «из-под палки».


Н.В. Щурова «Надо ли помогать детям?» стр. 16-20