Психологическая служба

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Нельзя и надо

          «Нельзя» и «надо» - так ли важны для маленького человечка эти слова? Архиважны. Отношение к ним является основой всей его жизни.

          Вы были когда-нибудь в Европе? Там переходят улицу на красный свет светофора? Нет! Этого делать категорически нельзя. Опасно.

          К сожалению, россияне живут по другому принципу: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Отсюда все наши беды. Мы не воспитаны строго соблюдать закон. Мы знаем, что его всегда можно обойти. Или почти всегда...

          Для ребёнка слово «НЕЛЬЗЯ» должно означать непререкаемый запрет. Очень часто молодые родители совсем маленьких детей думают: пусть он сегодня поиграет с этим предметом (например, с электрическим выключателем или проводами), а завтра я ему скажу, что этого делать нельзя. Это самый опасный подход. Ребёнок не может понять, почему ещё вчера это было можно, а сегодня нельзя. Следовательно, думает он, «нельзя» не очень строгое понятие?

          Пример. Еду в троллейбусе. Передо мной на площадке стоит молодая пара, а между ними на их руках раскачивается мальчик. Папа и мама что-то увлеченно обсуждают. Им не очень удобно, что мальчик балуется, и папа говорит сыну: «Артём, нельзя качаться» - и продолжает разговор. Артём не остановился ни на секунду. Вступает мама: «Артём, нельзя качаться» - и дальше ведет беседу с мужем. Результат тот же. Родители как бы выполнили свои родительские обязанности и сделали замечание. Но на мальчика это не возымело действия.

          Для Артёма слово «нельзя» не означает просто ничего. Пустое слово. А родители уверены в том, что они свой родительский долг выполнили.

          Ещё одним священным для маленького человечка словом должно быть слово «НАДО». Сколько раз вы говорили своему ребёнку, что надо надеть шапку, надо сегодня обязательно вымыть посуду, надо сходить в магазин, надо вечером приготовить уроки на послезавтра, потому что завтра вы идете в театр. Да сколько ещё таких «надо» мы говорим в своей жизни и очень хотим, чтобы ребёнок это понял и сделал все, о чем мы его просим.

          Для ребёнка родительское «нельзя» и «надо» должно стать законом. Научившись нарушать этот закон, он может в будущем нарушать и другие законы, более определяющие его дальнейшую жизнь. И не всегда нужно объяснять, почему это необходимо сделать. Так надо. И всё.

          Если отношение к «надо» будет воспитано правильно, ребёнку, а потом и взрослому человеку будет легче идти по жизни, так как, например, надо будет исполнять приказы начальства, и не каждый раз можно у этого начальства спросить: «Зачем?»

          Несомненно, нельзя «замуштровывать» детей, так как они тогда вырастут безвольными исполнителями. Но есть вещи, которые в силу законов общества действительно НЕЛЬЗЯ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. И никакие теории свободного воспитания не могут заменить эти законы.

          По поводу «свободного воспитания» очень хочется привести ещё один пример из жизни:
Опять троллейбус, а в нем мама с ребёнком на руках. Он болтает ножками и пачкает одежду женщины напротив. Пассажирка просит маму сказать своему ребёнку, чтобы он не делал этого, на что мама отвечает: «У меня ребёнок свободного воспитания и будет делать то, что хочет». Молодой человек, проходя мимо мамы, вынимает жевательную резинку изо рта и прикрепляет её на куртку мамы со словами: «А я — результат этого свободного воспитания».

          Печально, но факт. Сама была этому свидетелем. Что тут можно сказать? Законы общежития никто не отменял и не отменит, иначе мир превратится в хаос. Молодым родителям необходимо понять, что свободное воспитание — это не воспитание анархиста, оно подразумевает прежде всего свободу принятия решений. И надо научить ребёнка принимать правильные решения, не противоречащие законам общества, выработанным веками человеческого опыта.»


Н.В. Щурова «Надо ли помогать детям?» стр. 21-24