Психологическая служба

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Музыкальная терапия

         Музыка — как сказочная вода: она может быть живой или мертвой. Она способна вдохновлять на подвиги и побуждать к размышлениям, поднимать кровяное давление и вызывать депрессии. С помощью музыки можно передавать своё эмоциональное состояние. Улучшать рост растений, создать свою философию и даже лечить людей.

         Музыкотерапия — это совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение доступных детям переживаний и формирование у них такого мировоззрения, которое помогает им быть здоровыми и счастливыми.

         Музыкальная терапия оказывает оздоравливающее воздействие и в физическом плане, восстанавливая, скажем, моторику нарушенных движений у детей, пораженных ДЦП. В практике музыкального терапевта из Финляндии Иоуни Кяркки были случаи, когда желание играть на музыкальном инструменте заставило парализованного человека двигаться.

         Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

         Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Более того, звуки имени ребёнка, в буквальном смысле слова, формируют его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.

         Физиологический фактор музыки изменяет различные функции организма, такие, как дыхательная, сердечно-сосудистая.

         Психологический фактор меняет психическое состояние ребёнка.

         Во-первых, музыка имеет ритм, мелодию и гармонию. Она позволяет чувствовать ритм жизни, гармонизирует собственные биоритмы ребёнка, позволяет выйти за пределы своих личных проблем.

         Во-вторых, музыка дозирует психологическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Например, при нарушении дыхательных функций можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев — клавишные, при психоневрологических нарушениях — прослушивание музыки.

         В-третьих, музыка совершенствует дыхательную функцию опосредованно. Например, играя на духовом инструменте, ребёнок подчиняет своё дыхание тому размеру и ритму, который заложен в пьесе.

         Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть — 20 вдохов, страх — 60 вдохов, гнев — 40 вдохов. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребёнка.

         В-четвёртых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. При снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет. Специально подобранная музыка дозированно тренирует эмоциональный мир ребёнка и повышает уровень иммунных процессов в организме, то есть приводит к снижению его заболеваемости.

         Музыка рассматривается и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что приводит к гармонизации взаимоотношений в ней.

         В повседневной жизни детям рекомендуется слушать детские песни, классическую и релаксирующую музыку, играть на детских музыкальных инструментах.

         Слушая хорошую музыку, в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации — способность ценить красоту в жизни.