Психологическая служба

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Дети - визуалы, аудиалы, кинестетики.

         С середины 1980-х годов наиболее интенсивно развивавшейся областью педагогической психологии стало направление, которое занимается изучением сочетания различных способностей у детей. В основу была положена теория Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера о нейролингвистическом програмировании, развитая ещё в 70-е годы.

         Авторы показали, что люди обладают определенными врожденными когнитивными стилями — модальностями, на которые они опираются, чтобы получать, перерабатывать, хранить и извлекать из памяти информацию, чтобы познавать мир и учиться.

         Итак, известно, что основных когнитивных стилей, или модальностей обучения, всего три. Первый тип ориентирован на зрительное восприятие (визуальный), второй — на слуховое (аудиальный), третий — на двигательное и тактильное (кинестетический). Наиболее обычно сочетание разных типов, но, как правило, какой-то из них доминирует. Все эти типы не являются патологией, но встречаются в норме и могут определяться уже в раннем возрасте.

         Итак...

         Ведущим каналом восприятия у визуалов является зрительный. Картинка, образ – главное. Они стараются безупречно выглядеть, поддерживать порядок на рабочем месте – не случайно даже дошкольники-визуалы отличаются среди сверстников своей аккуратностью и опрятностью. Визуал всегда заметит, как вы выглядите, кто во что был одет, а вместо радио включит телевизор.

         Визуал запоминает лучше то, что увидел, наиболее понятное объяснение для него – схемы и графики.

         Речь визуала обычно громкая и быстрая, мимика и жесты выразительные, яркие, для них характерно вскидывания рук. В разговоре им необходима дистанция (чтобы лучше видеть). Смотрит чаще вверх.

         Слова, которыми обычно оперирует визуал, связаны со зрением (вижу, видимо, выглядит как, ни тени сомнения, мысленная картина, устроить сцену, в свете этого).

         Визуалы быстро принимают решения, чаще говорят необдуманно.

         Для кинестетиков важнее чувства, ощущения. Они ценят комфорт, и могут носить годами одну и ту же одежду, только потому, что она удобна. Стараются окружить себя предметами с выраженной фактурой, отдавая предпочтение мягкому, теплому, бархатному, гладкому... Кинестетики часто занимаются спортом, им просто необходимо движение (поэтому малыши-кинестетики больше других любят подвижные игры, и, как правило, раньше других начинают ходить).

         При этом говорят они медленно, с паузами. Жесты спокойные, плавные, на уровне нижней части туловища. Стараются максимально приблизится к собеседнику, чтобы можно было прикоснуться.

         Характерные слова кинестетика связаны с ощущениями – чувствую, горячая дискуссия, холодная голова, выпало из памяти, держать себя в руках…

         Для принятия решения кинестетику нужно время.

         Аудиалы воспринимают мир главным образом через слух. Для них важнее не то, что говорят, а то, как это сказано – тембр, интонация, тон. Сами часто обладают мелодичным голосом, им нравится слышать себя. Любая дисгармония – скрип половицы, шум упавшего предмета, резкие и громкие звуки – просто выводят из себя. Не могут сосредоточиться в шумном помещении. Музыка помогает как в работе, так и в отдыхе.

         Разговор – самое главное для аудиала, поэтому говорят они много, словарный запас их богат, в их речи можно встретить и визуальные, и кинестетические слова. Однако часто именно от них можно услышать: «не говори со мной таким тоном», «это звучит убедительно», «а вы слышали, что», «скажи, что ты думаешь». Маленькие аудиалы начинают говорить раньше других детей.

         Поза аудиала – прямо, слегка наклонившись вперед, голова склоняется набок. Ее часто называют «телефонная поза». Аудиалы на самом деле очень любят телефон, и стремятся как можно больше вопросов решить именно по телефону.

         Лучше запоминают то, что им объяснили. Для оценки графиков и схем нужно некоторое время. При размышлении и запоминании часто «проговаривают» шепотом.

         Некоторые психологи выделяют еще одну группу – самую малочисленную. Это так называемые дискреты или дигиталы - люди, которые воспринимаю прежде всего логику. Им важно все понять, для этого они готовы переспрашивать бесконечно. Слова дигиталов: «я правильно понял?», «в этом есть смысл», «это нелогично», «зачем мы это делаем?», «почему именно так?»

    О чем говорят эти наблюдения?
  • О том, что в учебной работе следует совершенно индивидуально подходить к каждому ребёнку;
  • О том, что каждый ребёнок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил, - не стоит заставлять всех детей водить хороводы в свободное время или слушать тихую музыку.
    Специалисты говорят:
  • от визуала можно требовать быстрого решения задач;
  • от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
  • от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны педагогов и домашних!
    При выполнении работы на занятии или дома рекомендуется:
  • визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
  • аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
  • кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, карандашами, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
    Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":
  • с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
  • с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
  • с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
    Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":
  • визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
  • аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
  • кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

         Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.