ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА |
С середины 1980-х годов наиболее интенсивно развивавшейся областью педагогической психологии стало направление, которое занимается изучением сочетания различных способностей у детей. В основу была положена теория Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера о нейролингвистическом програмировании, развитая ещё в 70-е годы. Авторы показали, что люди обладают определенными врожденными когнитивными стилями — модальностями, на которые они опираются, чтобы получать, перерабатывать, хранить и извлекать из памяти информацию, чтобы познавать мир и учиться. Итак, известно, что основных когнитивных стилей, или модальностей обучения, всего три. Первый тип ориентирован на зрительное восприятие (визуальный), второй — на слуховое (аудиальный), третий — на двигательное и тактильное (кинестетический). Наиболее обычно сочетание разных типов, но, как правило, какой-то из них доминирует. Все эти типы не являются патологией, но встречаются в норме и могут определяться уже в раннем возрасте. Итак... Ведущим каналом восприятия у визуалов является зрительный. Картинка, образ – главное. Они стараются безупречно выглядеть, поддерживать порядок на рабочем месте – не случайно даже дошкольники-визуалы отличаются среди сверстников своей аккуратностью и опрятностью. Визуал всегда заметит, как вы выглядите, кто во что был одет, а вместо радио включит телевизор. Визуал запоминает лучше то, что увидел, наиболее понятное объяснение для него – схемы и графики. Речь визуала обычно громкая и быстрая, мимика и жесты выразительные, яркие, для них характерно вскидывания рук. В разговоре им необходима дистанция (чтобы лучше видеть). Смотрит чаще вверх. Слова, которыми обычно оперирует визуал, связаны со зрением (вижу, видимо, выглядит как, ни тени сомнения, мысленная картина, устроить сцену, в свете этого). Визуалы быстро принимают решения, чаще говорят необдуманно. Для кинестетиков важнее чувства, ощущения. Они ценят комфорт, и могут носить годами одну и ту же одежду, только потому, что она удобна. Стараются окружить себя предметами с выраженной фактурой, отдавая предпочтение мягкому, теплому, бархатному, гладкому... Кинестетики часто занимаются спортом, им просто необходимо движение (поэтому малыши-кинестетики больше других любят подвижные игры, и, как правило, раньше других начинают ходить). При этом говорят они медленно, с паузами. Жесты спокойные, плавные, на уровне нижней части туловища. Стараются максимально приблизится к собеседнику, чтобы можно было прикоснуться. Характерные слова кинестетика связаны с ощущениями – чувствую, горячая дискуссия, холодная голова, выпало из памяти, держать себя в руках… Для принятия решения кинестетику нужно время. Аудиалы воспринимают мир главным образом через слух. Для них важнее не то, что говорят, а то, как это сказано – тембр, интонация, тон. Сами часто обладают мелодичным голосом, им нравится слышать себя. Любая дисгармония – скрип половицы, шум упавшего предмета, резкие и громкие звуки – просто выводят из себя. Не могут сосредоточиться в шумном помещении. Музыка помогает как в работе, так и в отдыхе. Разговор – самое главное для аудиала, поэтому говорят они много, словарный запас их богат, в их речи можно встретить и визуальные, и кинестетические слова. Однако часто именно от них можно услышать: «не говори со мной таким тоном», «это звучит убедительно», «а вы слышали, что», «скажи, что ты думаешь». Маленькие аудиалы начинают говорить раньше других детей. Поза аудиала – прямо, слегка наклонившись вперед, голова склоняется набок. Ее часто называют «телефонная поза». Аудиалы на самом деле очень любят телефон, и стремятся как можно больше вопросов решить именно по телефону. Лучше запоминают то, что им объяснили. Для оценки графиков и схем нужно некоторое время. При размышлении и запоминании часто «проговаривают» шепотом. Некоторые психологи выделяют еще одну группу – самую малочисленную. Это так называемые дискреты или дигиталы - люди, которые воспринимаю прежде всего логику. Им важно все понять, для этого они готовы переспрашивать бесконечно. Слова дигиталов: «я правильно понял?», «в этом есть смысл», «это нелогично», «зачем мы это делаем?», «почему именно так?»
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения. |