Психологическая служба

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ДЕСЯТЬ ОСНОВ ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ВОСПИТЫВАЯ СВОЕГО РЕБЕНКА

         Пора испробовать что-нибудь новое. Начнем с рассмотрения нескольких основных принципов поэтапного измене¬ния проблемного поведения ребенка.

    Большинство качеств...
  1. приобретаются. На некоторые качества могут влиять биологиче¬ские факторы, но большинство из них приобретаются. Например, застенчивый ребенок может научиться общаться, чтобы чувство¬вать себя увереннее в коллективе, агрессивный может научиться управлять своим гневом, а импульсивного можно научить обду¬мывать поступок, прежде чем действовать.
  2. поддаются изменениям. Большинство качеств можно изменить с помощью испытанных научно обоснованных методик.
  3. требуют вмешательства. Не ждите, что ваш ребенок изменится сам по себе. Скорее всего, его поведение ухудшится без вашего вмешательства. И не думайте, что скверное поведение — это временное явление, и вскоре ребенок его перерастет. Подобным от¬ношением вы позволите плохому поведению вашего ребенка вой¬ти в привычку, а потом изменить его будет еще сложнее.
  4. требуют времени для изменений. Изменение поведения требует достаточного количества времени. Не надейтесь, что ваша суб¬ботняя беседа сильно отразится на его поведении в воскресенье. Дайте себе и вашему ребенку время. Помните, что усвоение новых навыков поведения занимает не меньше трех недель повторений.
  5. требуют обязательств. Долгосрочные обязательства необходи¬мы для любого значительного и устойчивого изменения. Этого никак не избежать: быть родителем не так уж и просто.
  6. должны иметь замену. Ни одно негативное качество не изменится окончательно до тех пор, пока вы не научите ребенка другому качеству, заменяющему первое. Задумайтесь: если вы просите ре¬бенка не вести себя так, то что ему делать вместо этого? Без заме¬щающего поведения он, скорее всего, будет продолжать вести себя по-прежнему.
  7. нуждаются в хорошем примере. Хорошие качества приобретаются легче, если перед глазами есть образец поведения. Поэтому вы должны быть уверены, что ваши качества и ваш пример совпада¬ют с теми, которые вы хотели бы видеть в ребенке. Я называю это эффектом бумеранга: то, что вы бросаете своему ребенку, — подобно бумерангу, который возвратится и ударит вас по лицу.
  8. требуют практики. Для изменения качеств нужна практика. Если ваш ребенок не умеет играть в футбол, то вы ведь никогда не велите ему выйти на игру. Вам сначала пришлось бы трениро¬вать его в течение нескольких недель. То же самое относится и к приобретению нового качества, поэтому — практика, практика и еще раз практика до тех пор, пока ребенок не начнет применять это качество самостоятельно.
  9. "любят" поощрение. Поощрение необходимо на каждом этапе пути: от готовности до попытки, от первых усилий до маленьких успехов, от задержек в изменении до максимального количества улучшений. Изменение поведения — дело трудоемкое и заслужи¬вает поощрения, признания и празднования.
  10. никогда не поздно изменить. Даже если с проблемой трудно спра-виться на протяжении длительного времени, не отчаивайтесь. Помощь уже в пути.