Психологическая служба

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Авторитет родителей

         В предыдущей памятке мы рассмотрели в вами стили общения. В чем главное отличие авторитетного стиля от авторитарного?

         В первом случае во главу угла ставится уважение родителей и детей друг к другу. Во втором — сила и власть над ребёнком. Конечно же, первый стиль намного предпочтительнее второго. Основа его — авторитет родителей. Именно он позволяет строить отношения на основе уважения.

         Большой энциклопедический словарь дает такое определение слову авторитет:

          авторитет (в широком смысле) — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте...

    значит, родительский авторитет складывается из трёх основных компонентов:
  • общепризнанное уважение;
  • нравственные достоинства;
  • знания.

         Если именно эти составляющие — основа вашего авторитета, то ребёнок будет уважать вас всегда и будет прислушиваться к вашему мнению, стараться следовать вашим советам.

          И не правы те, которые говорят, что авторитет родителей ослабевает по мере взросления ребёнка. Если он уважает вас, ценит ваши знания и опыт, то вы на протяжении всей жизни будете для него авторитетом.

          Если же главными являются сила и власть, то мы имеет дело с «авторитетом» в нашем современном понимании этого слова. Но такая власть обычно заканчивается, как только ребёнок почувствует в себе силы сопротивляться.

         Никакой материальный достаток не может быть определяющим в отношениях родителей и детей...

         Укрепляйте свой авторитет. Ваши знания, опыт, уважение в обществе и нравственные достоинства являются основой вашей духовной близости с ребёнком, его уважения к вам.


Сначала научить — потом требовать

         Наверное, вы слышали фразу: «Не надо учить плавать — брось в воду, сам выплывет». К сожалению, эта мысль очень хорошо запоминается и для многих родителей становится чуть ли не девизом воспитания.

         Что касается плавания, это, может быть, и сработает — прежде всего, благодаря врожденному инстинкту самосохранения. Но, к сожалению, человек не рождается с умением любить, ценить прекрасное, уважать людей, заботиться о них. Он не умеет от рождения говорить, читать, рисовать, мастерить т.д. Всему этому человек учится в течение жизни, и первыми его учителями являются, конечно же, родители.

         Как часто слышим мы слова: «Сын такой невнимательный. Я болею, а он даже не позвонит». Может быть, всё дело в том, что он не умеет сопереживать? В нем не развито чувство долга?

         Или ещё такая фраза: «У него ветер в голове. Никакой ответственности. Совершенно не держит своё слово». Но ведь это — тоже из детства. Именно в детские годы формируются все основные качества личности.

         Мы, родители, отвечаем за то, каким будет наш ребёнок, что он будет любить, а что ненавидеть, что он научится делать, как он будет себя вести.

         Поэтому главным принципом в нашей с вами «родительской школе» будет: СНАЧАЛА НАУЧИТЬ, ПОТОМ ТРЕБОВАТЬ.

Н.В. Щурова «Надо ли помогать детям?» стр.13,14