ДОКУМЕНТЫ |
Володина Василиса Витальевна социальный педагог МАОУ СОШ № 6 МО город-курорт Анапа Проблема социальной адаптации – одна из ключевых в современных исследованиях психологии личности. Социальная адаптация ребенка - процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. Начиная с поступления ребенка в школу, проблема социальной адаптации выступает одной из основополагающих: кардинально меняется вид деятельности, происходят изменения в социальном окружении ребенка, формируются новые межличностные отношения и поведенческие стереотипы. Состоянием, противоположным устойчивой психической адаптации ребенка к школе, является состояние дезадаптации. Это может быть относительно кратковременное ситуативное состояние: привыкание к новому коллективу, выдвигаемым требованиям, новому режиму дня и тд. В таком случае кратковременная дезадаптация может быть приближена к норме состоянии ребенка, становится необходимым составным компонентом адаптационного процесса. Дезадаптация ребенка к обучению и правилам школьной жизни может быть достаточно устойчивым сложным психическим состоянием, выражающимся в неадекватном реагировании и поведении личности: конфликты со сверстниками, учителями, отказ от выполнения требований, домашних заданий, непосещение уроков и тд. Отсюда: школьная дезадаптация - невозможность школьного обучения соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Из данного определения становится очевидным, что причины дезадаптации могут проистекать и из особенностей ребенка (его невозможности в силу личностных в самом широком смысле причин реализовать свои природные способности и/или адекватно взаимодействовать со средой), и из особенностей микросоциального окружения, и из тех требований, которые предъявляет среда к учащемуся. В.Е.Каган [60] рассматривает школьную дезадаптацию как невозможность для ребёнка найти в пространстве школьного обучения своё место, на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации и отмечает: школьная дезадаптация – это проблема человеческих отношений (внутренних и внешних), проблема конфликта и его разрешения, то есть указывает на социальный характер школьной дезадаптации. Роль средовых факторов играют особенности психологического климата в педагогическом коллективе, личностные характеристики учителей, администрации и персонала школы, психогигиенические факторы учебного процесса, взаимоотношения в семье, психическое здоровье родителей школьника, межперсональные отношения в среде сверстников и т. п. Любой из перечисленных факторов может создавать предпосылки для возникновения школьной дезадаптации, но центральное место в её происхождении, всё же, занимает психический фактор – особенности личности ребёнка во всём их многообразии в процессе становления и взаимодействия со средой. Основными дизадаптирующими факторами в 1-5 классах (7-11 лет) являлись гипердинамический синдром, церебрастения, тормозимость и замкнутость; в 6-8 классах (12-14 лет) – ранние специфические пубертатные проявления (оппозиционность, негативизм, мировоззренческие расстройства, стремление к эмансипации и группированию); в 9-11 классах (15-17 лет) – личностные декомпенсации (у психопатических и акцентуированных личностей), различные виды депрессий (в том числе эндогенные депрессии с бредом, дисморфофобии, суицидальным поведением), невротические состояния. Раздражительность, возбудимость являются типичными чертами подростков. Отличительной особенностью является то, что они могут эмоционально реагировать на слабые стимулы и не откликаться на сильные. Физическая перестройка организма подростков сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости. Вначале появляется повышенная двигательная активность, а затем сильная возбудимость или сонливость. Дети с психастеническими, гиперсоциальными чертами характера, отсутствием детской живости и жизнерадостности, снижением контактов со сверстниками, то есть с симптомами социальной дезадаптации, часто остаются незамеченными педагогами, так как не создают «проблем» в классе. Многие отечественные исследования показывают, что процесс дезадаптации начинается и сопровождается утратой для ученика значимости классного коллектива, отчуждением от школы как института социализации. Это в свою очередь вызвано деформацией межличностных отношений «трудного подростка» в классе, снижением его социометрического статуса, эмоциональным дискомфортом.
Рассматривая психотравмирующие ситуации в общеобразовательных учреждениях, как ситуации, «в которых тот или иной человек, та или иная сторона, участвующая в событиях, испытывает, или может испытывать ущерб в виде психических травм, понижения авторитета, престижа, неприятных эмоциональных переживаний и т.п.» А.В.Дмитриевский связывает их с понятием «психологическая безопасность». Он отмечает: «Удовлетворить требованиям психологической безопасности значительно труднее, чем требованиям физической безопасности. Главная причина в том, что видимые последствия нарушения правил психологической безопасности нередко отсутствуют, поэтому общество не реагирует на большинство случаев нанесения психических травм». «Безопасность — это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество. Безопасность есть одна из характеристик и критериев функционирования и развития социальных, экономических, технических, экологических систем. Состояние социальной системы и ее безопасность есть основа национальной безопасности, цель которой — развитие, здоровье, нормальное состояние общества и личности» - пишет И.А. Баева. Поэтому основным направление развития МАОУ СОШ № 6 г-к Анапа являетс :«Развитие личностного потенциала каждого ребенка в комфортных и безопасных условиях». |