ДОКУМЕНТЫ

Адаптация и дезадаптация учащихся школы

Володина Василиса Витальевна
социальный педагог
МАОУ СОШ № 6 МО город-курорт Анапа

Проблема социальной адаптации – одна из ключевых в современных исследованиях психологии личности. Социальная адаптация ребенка - процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам.

Начиная с поступления ребенка в школу, проблема социальной адаптации выступает одной из основополагающих: кардинально меняется вид деятельности, происходят изменения в социальном окружении ребенка, формируются новые межличностные отношения и поведенческие стереотипы.

Состоянием, противоположным устойчивой психической адаптации ребенка к школе, является состояние дезадаптации. Это может быть относительно кратковременное ситуативное состояние: привыкание к новому коллективу, выдвигаемым требованиям, новому режиму дня и тд. В таком случае кратковременная дезадаптация может быть приближена к норме состоянии ребенка, становится необходимым составным компонентом адаптационного процесса.

Дезадаптация ребенка к обучению и правилам школьной жизни может быть достаточно устойчивым сложным психическим состоянием, выражающимся в неадекватном реагировании и поведении личности: конфликты со сверстниками, учителями, отказ от выполнения требований, домашних заданий, непосещение уроков и тд.

Отсюда: школьная дезадаптация - невозможность школьного обучения соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует.

Из данного определения становится очевидным, что причины дезадаптации могут проистекать и из особенностей ребенка (его невозможности в силу личностных в самом широком смысле причин реализовать свои природные способности и/или адекватно взаимодействовать со средой), и из особенностей микросоциального окружения, и из тех требований, которые предъявляет среда к учащемуся.

В.Е.Каган [60] рассматривает школьную дезадаптацию как невозможность для ребёнка найти в пространстве школьного обучения своё место, на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации и отмечает: школьная дезадаптация – это проблема человеческих отношений (внутренних и внешних), проблема конфликта и его разрешения, то есть указывает на социальный характер школьной дезадаптации.

Роль средовых факторов играют особенности психологического климата в педагогическом коллективе, личностные характеристики учителей, администрации и персонала школы, психогигиенические факторы учебного процесса, взаимоотношения в семье, психическое здоровье родителей школьника, межперсональные отношения в среде сверстников и т. п. Любой из перечисленных факторов может создавать предпосылки для возникновения школьной дезадаптации, но центральное место в её происхождении, всё же, занимает психический фактор – особенности личности ребёнка во всём их многообразии в процессе становления и взаимодействия со средой.

Основными дизадаптирующими факторами в 1-5 классах (7-11 лет) являлись гипердинамический синдром, церебрастения, тормозимость и замкнутость; в 6-8 классах (12-14 лет) – ранние специфические пубертатные проявления (оппозиционность, негативизм, мировоззренческие расстройства, стремление к эмансипации и группированию); в 9-11 классах (15-17 лет) – личностные декомпенсации (у психопатических и акцентуированных личностей), различные виды депрессий (в том числе эндогенные депрессии с бредом, дисморфофобии, суицидальным поведением), невротические состояния. Раздражительность, возбудимость являются типичными чертами подростков. Отличительной особенностью является то, что они могут эмоционально реагировать на слабые стимулы и не откликаться на сильные. Физическая перестройка организма подростков сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости. Вначале появляется повышенная двигательная активность, а затем сильная возбудимость или сонливость.

Дети с психастеническими, гиперсоциальными чертами характера, отсутствием детской живости и жизнерадостности, снижением контактов со сверстниками, то есть с симптомами социальной дезадаптации, часто остаются незамеченными педагогами, так как не создают «проблем» в классе.

Многие отечественные исследования показывают, что процесс дезадаптации начинается и сопровождается утратой для ученика значимости классного коллектива, отчуждением от школы как института социализации. Это в свою очередь вызвано деформацией межличностных отношений «трудного подростка» в классе, снижением его социометрического статуса, эмоциональным дискомфортом.

    Однако, как показывают исследования зарубежных и отечественных авторов, в современном меняющемся мире самые распространенные стрессы и чувства тревоги сопровождают жизнь ребенка не менее чем взрослого. Как отмечает С.Нартова-Бочавер: «Свои сложные жизненные ситуации встречаются и у подростков. Источником напряжённости для них являются необоснованные ограничения со стороны родителей, несправедливость оценки учителя, предательство друзей». К факторам дезадаптации относят:
  • нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ребенка;
  • отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников;
  • подавление личности новизной обстановки (приход ребенка детский сад, школу; смена группы, класса);
  • подавление личности группой (дезадаптирующая группа) - неприятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие над ней и пр.
  • негативное проявление «рыночного воспитания», когда успешность измеряется исключительно материальным достатком. Не умея обеспечить достаток, человек (будь-то взрослый – родитель, или подросток) оказывается в сложном депрессивном состоянии.
  • негативное влияние СМИ в «рыночном воспитании»: формирование интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов социального благополучия и легкости их достижения, в то время как реальная жизнь приводит к значительному разочарованию, комплексированию, дезадаптации.
  • дезадаптирующее влияние отдельной личности, в присутствии которой ребенок испытывает большое напряжение, дискомфорт. Этой личностью может оказаться не только дезадаптированный подросток из «группы риска», но и учитель, не в полной мере владеющий навыками профессионального педагогического общения (неконфликтный, не создающий психотравмирующих ситуаций).
  • перегрузку, связанную с «заботой» о развитии ребенка, не подходящую его возрасту и индивидуальным возможностям и др.

Рассматривая психотравмирующие ситуации в общеобразовательных учреждениях, как ситуации, «в которых тот или иной человек, та или иная сторона, участвующая в событиях, испытывает, или может испытывать ущерб в виде психических травм, понижения авторитета, престижа, неприятных эмоциональных переживаний и т.п.» А.В.Дмитриевский связывает их с понятием «психологическая безопасность». Он отмечает: «Удовлетворить требованиям психологической безопасности значительно труднее, чем требованиям физической безопасности. Главная причина в том, что видимые последствия нарушения правил психологической безопасности нередко отсутствуют, поэтому общество не реагирует на большинство случаев нанесения психических травм».

«Безопасность — это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество. Безопасность есть одна из характеристик и критериев функционирования и развития социальных, экономических, технических, экологических систем. Состояние социальной системы и ее безопасность есть основа национальной безопасности, цель которой — развитие, здоровье, нормальное состояние общества и личности» - пишет И.А. Баева.

Поэтому основным направление развития МАОУ СОШ № 6 г-к Анапа являетс :«Развитие личностного потенциала каждого ребенка в комфортных и безопасных условиях».

Hosted by uCoz