ДОКУМЕНТЫ

Тропина И.С.

Факторы, влияющие на формирование ценностного отношения к семье у школьников


Семье принадлежит ведущая роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов, она способствует появлению у человека образа своего "Я".

От межличностных отношений в семье, от ценностей, интересов, которые выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Наблюдаемые старшеклассниками взаимоотношения между взрослыми оказывают более сильное влияние, чем слова, обращенные к ним. Подросток очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе воспитания. Семья готовит ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

    Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. В глазах ребенка родители выступают в нескольких значениях:
  • как источник поддержки и эмоционального тепла, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
  • как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений; директивная инстанция, как пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;
  • как старший друг и мудрый советчик, которому можно доверить все.

Ряд факторов в результате исследований, проведенных на основе подхода к семье как к социокультурному феномену, свидетельствует о сохранении в сознании россиян ценности семьи, ее роли и значения, как для индивида, так и для общества в целом (сохраняющей свою социальную значимость, фундаментальность и устойчивость).

    Семейные ценности - показатели значимости объектов, относящихся к основанной на совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства - родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.
  • ценности, соответствующие потребностям личности – витальные, экзистенциальные и духовные;
  • ценности, в которых реализуется смысл жизни человека (социальные потребности) - ценности творчества, переживания и отношения;
  • духовные ценности, проявляющиеся как свойства личности, т.е. самовыражение;
  • ценности (ценности-цели), выражающие представления личности о том, к чему необходимо стремиться в жизни;
  • ценности - средства (инструментальные) - ориентации на основные способы достижения этих целей.

Ценности могут быть сформированы только в процессе общения человека с человеком (реального, виртуального), поэтому появление компьютерной техники и развитие информационного общества не вносит радикальных изменений, не меняет в корне сущность процесса формирования ценностей. В информационную эпоху увеличиваются лишь скорость и частота контактов, разнообразие моделей ценностного выбора, что обостряет проблему воспитания ценностных отношений школьников. Критериями отношения к семье у молодежи выступают качественные показатели проявлений гуманности, толерантности, любви и уважения к членам семьи.

Социологи отмечают изменения в сфере ценностных ориентаций старших школьников. Значительно повышается значимость личностных ценностей. Ведущие позиции занимают такие ценности как семья, здоровье, материальное обеспечение. Конкретное воплощение успеха в жизнь молодежь видит, прежде всего, в достижении материального достатка (43,8 %), а также в любви и создании счастливой семьи (43 %).

Существенное место в представлении молодежи о будущей семье занимают ролевые ожидания, где просматривается смещение ролей или отказ от их распределения. В последнее время характерно выдвижение женщины на главную роль в семье. С другой стороны, отсутствует реальное представление о том, в каких сферах муж и жена могут проявить свое главенство.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что содержа

ние данных мнений сильно отличается у девушек и юношей. Установлено, что счастливая семейная жизнь, наряду с любовью, занимает лидирующее место в иерархии ценностей у 60% девушек, в то время как семья представляет ценность лишь для 8% юношей. Однако же 60% юношей ставят на первые места в иерархии ценностей любовь. Исходя из этого, в представлениях девушек любовь и семья существуют в неразрывном единстве, а для юношей эти понятия не равнозначны.

Большинство старшеклассников существенной мотивацией вступления в брак считают любовь. Наиболее привлекательным в браке считают «взаимную любовь», «разнообразие жизни» и «общую ответственность за детей». В вопросе о том, какими качествами должен обладать глава семьи старшеклассники отмечают «ответственностью» и «способностью принимать решения». В причинах распада семьи многие отметили «несовместимость характеров» и «супружескую измену».

Факторы, сближающие супругов, по мнению учащихся, – «сходство во взглядах», «разделяемые интересы и виды деятельности», «способность создавать и принимать душевную близость».

Наиболее значимые ценностные ориентации старшеклассников: любовь, активная деятельная жизнь, уверенность в себе, широта взглядов, воспитанность, аккуратность. Часть полученных социологами результатов соотносится с психологическими особенностями раннего юношеского возраста– значимость любви, потребность в доверительных отношениях, раскрытие своей индивидуальности в общении и в семье.

Представления старшеклассников о желаемом распределении ролей между мужем и женой и значимости функций семьи: наиболее ценят эмоциональную поддержку партнеров в семье, важность социальной активности супругов и внешней привлекательности супруга в семье.

У учащихся есть противоречие в семейных ценностях –высокая значимость «приверженности интересам общества» и «приверженности интересам семьи» одновременно. В будущем одновременная значимость этих установок может привести к внутриличностному конфликту при поддержании этих ценностей, поэтому важно проанализировать и наметить пути совмещения этих двух функций в своей будущей семье.

У большинства старшеклассников преобладают эгалитарные установки на семейную жизнь – установка на отсутствие традиционно мужских и женских ролей и обязанностей в семье.

    Ценностное отношение к семье у старшеклассников является системой представлений о том, что:
  • семья создает возможности для личностного и профессионального роста; для реализации широкого диапазона социальных ролей и функций;
  • семья - это личностное пространство, в котором возможна персонализация личности, а также ее психологическая защищенность;
  • в семье проявляется многообразие видов и форм межличностных отношений;
  • в семье могут быть созданы условия для проявлений эмоциональной сферы человека;
  • в семье реализуется потребность в продолжении рода и сохранении семейных традиций и норм;
  • семья - это наиболее оптимальное место для удовлетворения личных потребностей и интересов.

При создании идеального образа семьи и, в том числе и своей собственной, в качестве основных ценностей старшеклассниками называются взаимопонимание, любовь, гармония в отношениях, успешный секс и наличие детей. При этом, есть большой круг социальных и психологических факторов, которые вызывают сомнение в возможности успешного создания и функционирования молодой семьи. Здесь наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сложились у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм.

    Готовность к браку – это совокупность таких факторов, как:
  1. готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям
  2. подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству
  3. способность к самоотверженности по отношению к партнеру
  4. наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека (способность к сопереживанию, понимание эмоционального мира партнера)
  5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения
  6. способность к саморегуляции собственной психики и поведения, умение конструктивно решать конфликты, использовать их для развития межличностных отношений

Старшеклассники по отношению к будущей семейной жизни максималисты: для них важна и социальная активность супругов и эмоциональная поддержка в семье, духовное развитие и высокие требования к внешней привлекательности партнера.

У учащихся нет представления о способах преодоления трудностей в семье, о специфике и динамике отношений мужчины и женщины и жизненном цикле семьи.

В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. Все это важно, но при нынешнем темпе жизни «естественный» механизм передачи подобных знаний уже недостаточен. Исходя из этого, психологам и педагогам необходимо заниматься со школьниками, подготавливая их к будущей семейной жизни.

    Список литературы:
  1. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. – Томск: ТГУ, 1999
  2. Подготовка молодежи к семейной жизни в условиях улучшенной социальной среды // http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/fh.htm
  3. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004
  4. Шимин, Н.Д. Без нравственности у России нет будущего: Социально-философские аспекты / Н.Д. Шимин. М., 2001
Hosted by uCoz