ДОКУМЕНТЫ |
Тропина И.С. Семье принадлежит ведущая роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов, она способствует появлению у человека образа своего "Я". От межличностных отношений в семье, от ценностей, интересов, которые выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Наблюдаемые старшеклассниками взаимоотношения между взрослыми оказывают более сильное влияние, чем слова, обращенные к ним. Подросток очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе воспитания. Семья готовит ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.
Ряд факторов в результате исследований, проведенных на основе подхода к семье как к социокультурному феномену, свидетельствует о сохранении в сознании россиян ценности семьи, ее роли и значения, как для индивида, так и для общества в целом (сохраняющей свою социальную значимость, фундаментальность и устойчивость).
Ценности могут быть сформированы только в процессе общения человека с человеком (реального, виртуального), поэтому появление компьютерной техники и развитие информационного общества не вносит радикальных изменений, не меняет в корне сущность процесса формирования ценностей. В информационную эпоху увеличиваются лишь скорость и частота контактов, разнообразие моделей ценностного выбора, что обостряет проблему воспитания ценностных отношений школьников. Критериями отношения к семье у молодежи выступают качественные показатели проявлений гуманности, толерантности, любви и уважения к членам семьи. Социологи отмечают изменения в сфере ценностных ориентаций старших школьников. Значительно повышается значимость личностных ценностей. Ведущие позиции занимают такие ценности как семья, здоровье, материальное обеспечение. Конкретное воплощение успеха в жизнь молодежь видит, прежде всего, в достижении материального достатка (43,8 %), а также в любви и создании счастливой семьи (43 %). Существенное место в представлении молодежи о будущей семье занимают ролевые ожидания, где просматривается смещение ролей или отказ от их распределения. В последнее время характерно выдвижение женщины на главную роль в семье. С другой стороны, отсутствует реальное представление о том, в каких сферах муж и жена могут проявить свое главенство. В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что содержа ние данных мнений сильно отличается у девушек и юношей. Установлено, что счастливая семейная жизнь, наряду с любовью, занимает лидирующее место в иерархии ценностей у 60% девушек, в то время как семья представляет ценность лишь для 8% юношей. Однако же 60% юношей ставят на первые места в иерархии ценностей любовь. Исходя из этого, в представлениях девушек любовь и семья существуют в неразрывном единстве, а для юношей эти понятия не равнозначны.Большинство старшеклассников существенной мотивацией вступления в брак считают любовь. Наиболее привлекательным в браке считают «взаимную любовь», «разнообразие жизни» и «общую ответственность за детей». В вопросе о том, какими качествами должен обладать глава семьи старшеклассники отмечают «ответственностью» и «способностью принимать решения». В причинах распада семьи многие отметили «несовместимость характеров» и «супружескую измену». Факторы, сближающие супругов, по мнению учащихся, – «сходство во взглядах», «разделяемые интересы и виды деятельности», «способность создавать и принимать душевную близость». Наиболее значимые ценностные ориентации старшеклассников: любовь, активная деятельная жизнь, уверенность в себе, широта взглядов, воспитанность, аккуратность. Часть полученных социологами результатов соотносится с психологическими особенностями раннего юношеского возраста– значимость любви, потребность в доверительных отношениях, раскрытие своей индивидуальности в общении и в семье.Представления старшеклассников о желаемом распределении ролей между мужем и женой и значимости функций семьи: наиболее ценят эмоциональную поддержку партнеров в семье, важность социальной активности супругов и внешней привлекательности супруга в семье. У учащихся есть противоречие в семейных ценностях –высокая значимость «приверженности интересам общества» и «приверженности интересам семьи» одновременно. В будущем одновременная значимость этих установок может привести к внутриличностному конфликту при поддержании этих ценностей, поэтому важно проанализировать и наметить пути совмещения этих двух функций в своей будущей семье. У большинства старшеклассников преобладают эгалитарные установки на семейную жизнь – установка на отсутствие традиционно мужских и женских ролей и обязанностей в семье.
При создании идеального образа семьи и, в том числе и своей собственной, в качестве основных ценностей старшеклассниками называются взаимопонимание, любовь, гармония в отношениях, успешный секс и наличие детей. При этом, есть большой круг социальных и психологических факторов, которые вызывают сомнение в возможности успешного создания и функционирования молодой семьи. Здесь наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сложились у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм.
Старшеклассники по отношению к будущей семейной жизни максималисты: для них важна и социальная активность супругов и эмоциональная поддержка в семье, духовное развитие и высокие требования к внешней привлекательности партнера. У учащихся нет представления о способах преодоления трудностей в семье, о специфике и динамике отношений мужчины и женщины и жизненном цикле семьи. В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. Все это важно, но при нынешнем темпе жизни «естественный» механизм передачи подобных знаний уже недостаточен. Исходя из этого, психологам и педагогам необходимо заниматься со школьниками, подготавливая их к будущей семейной жизни.
|