ДОКУМЕНТЫ |
Степанова Т.А. учитель химии высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 6 . муниципального образования город-курорт Анапа
Успех семинара зависит от многих слагаемых: теоретической, педагогической и методической подготовки преподавателя, его организаторской работы по подготовке семинарского занятия, а также от степени подготовленности учащихся, их активности на самом занятии. Подготовка семинара начинается с изучения преподавателем исходной документации, определения (уточнения) целей и задач семинара, времени подготовки учащихся для ответов по теме семинарского занятия. В результате этой работы у преподавателя должно сложиться четкое представление о дидактических и воспитательных целях семинара, объеме работ, который должен выполнить каждый его участник, проблемах, которые следует поставить при изучении теоретического и практического материала, чтобы иметь возможность глубоко в них разобраться на семинаре. Только после этого можно приступать к разработке плана проведения семинарского занятия. Задание, выдаваемое учащимся до проведения семинара, служит основным методическим документом для организации их самостоятельной работы. В зависимости от избранной методики проведения семинара задание может иметь различную структуру. Несмотря на это, в качестве обязательных его компонентов выступают тема, дидактические цели занятия, организационно-методические указания, учебные вопросы, подлежащие рассмотрению, темы докладов, сообщений, рефератов, рекомендованная литература.
Аналогичные требования предъявляются и к теме рефератов (докладов, сообщений), если они предусмотрены планом семинара. Объем материала, выносимого на семинар, определяется отводимым для этого временем и числом вопросов. Для часового занятия их, как правило, должно быть не более 2–3. С этих же позиций необходимо решать вопрос о характере и объеме рекомендуемой литературы. В перечень обязательной литературы должны входить, прежде всего, первоисточники, непосредственно раскрывающие рассматриваемую тему. Разумеется, при этом важно учитывать, учащийся должен меть время для подготовки к семинару: прочесть, осмыслить и законспектировать основные положения. Педагог должен понимать, что объем литературы, отрабатываемый обучающимися при подготовке к семинару, должен быть минимальным. В противном случае преподаватель сам толкает учащихся на путь неглубокой и формальной подготовки. Дополнительная необязательная литература рассчитана на более подготовленных обучающихся, особо интересующихся рассматриваемой проблемой (темой). В список дополнительной литературы включают, как правило, монографии, статьи из сборников и периодической печати. Объем дополнительной литературы должен быть также небольшим, посильным. Неплохо, если преподаватель во время занятий упомянет об этой литературе, даст краткую характеристику, заинтересует учеников. В разделе плана семинарского занятия “Организационно-методические указания” обычно указывается порядок проведения семинара, продолжительность выступлений (докладов, сообщений), порядок консультаций с преподавателем в период подготовки к нему. В некоторых общеобразовательных учреждениях существует положительная практика указания логических заданий к темам, представляющих собой систему вопросов, ответы на которые обучающийся должен найти при изучении первоисточника. Такие логические задания концентрируют внимание ученика при чтении первоисточника на важнейших положениях и выводах методологического характера. |