ДОКУМЕНТЫ

Методические рекомендации преподавателю по подготовке и проведению семинарских занятий по курсу химии в общеобразовательной школе

Степанова Т.А.
учитель химии высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 6 .
муниципального образования город-курорт Анапа
    На протяжении многих лет своей работы я использую различные технологии проведения занятий, среди них особое место занимают семинарские занятия по химии. Обобщив опыт работы в данном направлении, я сделала методические рекомендации для учителей химии общеобразовательных школ, в которых указан пошаговых алгоритм подготовки к проведению занятия данного типа. В методических рекомендациях руководителю занятия указываются:
  1. Порядок разработки учебно-методических материалов
  2. Основные теоретические положения по теме семинара
  3. Используемые виды наглядности
  4. Порядок обсуждения докладов, сообщений и учебных вопросов
  5. Методика оценки знаний слушателей и подведения итогов занятия
Особенности подготовки преподавателя к проведению семинара по химии для учащихся общеобразовательных учреждений

Успех семинара зависит от многих слагаемых: теоретической, педагогической и методической подготовки преподавателя, его организаторской работы по подготовке семинарского занятия, а также от степени подготовленности учащихся, их активности на самом занятии.

Подготовка семинара начинается с изучения преподавателем исходной документации, определения (уточнения) целей и задач семинара, времени подготовки учащихся для ответов по теме семинарского занятия. В результате этой работы у преподавателя должно сложиться четкое представление о дидактических и воспитательных целях семинара, объеме работ, который должен выполнить каждый его участник, проблемах, которые следует поставить при изучении теоретического и практического материала, чтобы иметь возможность глубоко в них разобраться на семинаре. Только после этого можно приступать к разработке плана проведения семинарского занятия.

Задание, выдаваемое учащимся до проведения семинара, служит основным методическим документом для организации их самостоятельной работы.

В зависимости от избранной методики проведения семинара задание может иметь различную структуру. Несмотря на это, в качестве обязательных его компонентов выступают тема, дидактические цели занятия, организационно-методические указания, учебные вопросы, подлежащие рассмотрению, темы докладов, сообщений, рефератов, рекомендованная литература.

    Учебные вопросы, которые должны обсуждаться на семинаре, составляют основу задания. Если семинар проводится методом развернутой беседы, вопросы семинара должны соответствовать следующим требованиям:
  • быть проблемными по форме, т. е. вскрывать какие-то важные для данной темы противоречия, охватывать суть проблемы и в то же время быть не слишком широкими, строго очерченными в своих границах;
  • не повторять дословно формулировки соответствующих пунктов плана лекции и программы курса, учитывать научную и профессиональную направленность слушателей;
  • должны полностью охватывать содержание семинарской темы или тот аспект, который выражен в формулировке обсуждаемой проблемы;
  • формулировка вопроса должна побуждать обучающихся к работе с первоисточниками.

Аналогичные требования предъявляются и к теме рефератов (докладов, сообщений), если они предусмотрены планом семинара.

Объем материала, выносимого на семинар, определяется отводимым для этого временем и числом вопросов. Для часового занятия их, как правило, должно быть не более 2–3. С этих же позиций необходимо решать вопрос о характере и объеме рекомендуемой литературы. В перечень обязательной литературы должны входить, прежде всего, первоисточники, непосредственно раскрывающие рассматриваемую тему. Разумеется, при этом важно учитывать, учащийся должен меть время для подготовки к семинару: прочесть, осмыслить и законспектировать основные положения. Педагог должен понимать, что объем литературы, отрабатываемый обучающимися при подготовке к семинару, должен быть минимальным. В противном случае преподаватель сам толкает учащихся на путь неглубокой и формальной подготовки.

Дополнительная необязательная литература рассчитана на более подготовленных обучающихся, особо интересующихся рассматриваемой проблемой (темой). В список дополнительной литературы включают, как правило, монографии, статьи из сборников и периодической печати. Объем дополнительной литературы должен быть также небольшим, посильным. Неплохо, если преподаватель во время занятий упомянет об этой литературе, даст краткую характеристику, заинтересует учеников.

В разделе плана семинарского занятия “Организационно-методические указания” обычно указывается порядок проведения семинара, продолжительность выступлений (докладов, сообщений), порядок консультаций с преподавателем в период подготовки к нему.

В некоторых общеобразовательных учреждениях существует положительная практика указания логических заданий к темам, представляющих собой систему вопросов, ответы на которые обучающийся должен найти при изучении первоисточника. Такие логические задания концентрируют внимание ученика при чтении первоисточника на важнейших положениях и выводах методологического характера.

Hosted by uCoz