ДОКУМЕНТЫ |
Михайлова О.Ю., заместитель директора по УМР МАОУ СОШ№ 6 муниципальное объединение город - курорт Анапа Система образования формируется обществом и выполняет социальный заказ его развития. Приоритеты образования различны, одним из них является реформирование старшей школы. Сама идея заключается в том, что образование на этой ступени призвано стать более индивидуальным, учитывающим не только потребности ученика, но и его будущие образовательные и профессиональные траектории, реальные потребности региона и рынка труда. Сама система образования в старших классах школы, гибкая вариативность учебных программ должны быть направлены на то, чтобы изначально ориентировать учащихся на выбор будущей профессии, что даст им дальнейшую возможность легко адаптироваться на региональном рынке. За профильным образованием в школе должен последовать выбор среднего специального или высшего образования. Учитывая направленность средней школы, основной задачей которой является обучение, воспитание, гуманизация и социализация личности, каждый педагогический коллектив осознает, что школа - это всего лишь начальная ступень для получения образования, хотя именно она является базовой и определяющей. В системе российского профильного школьного образования в старших классах предпочтение отдается основным четырем направлениям: гуманитарному, естественно - математическому, социально – экономическому, информационно – технологическому. При этом количество часов базовых учебных дисциплин нормируется государственным образовательным стандартом и не изменяется, а специализация проводится за счет факультативных курсов и перераспределения учебной нагрузки. Все это дает возможность учитывать индивидуальные интересы и возможности каждого ученика, создавать индивидуальные учебные программы. Российская система образования достаточно долгое время обходила стороной вопросы карьерного роста выпускника школы, его профессиональных устремлений, престижности профессии. А ведь именно в современной школе возможно и следует развивать честолюбивые устремления, когда после окончания школьного образования определяющим является выбор профессионального и жизненного пути. Именно на этом этапе происходит оценка школьниками своих потенциальных возможностей. В этом случае предстоит решение одной из самых главных задач: «При наличии каких знаний и в каком объеме возможно поступление в конкретный вуз и на конкретный факультет?» При этом оценка выпускником своих потенциальных знаний не обязательно будет для него личностно значимой. Очень важно провести мониторинг и определить, каким вузам и каким факультетам отдают предпочтение выпускники, как у них происходит этот выбор, где бы они хотели работать в дальнейшем, связывают ли они свой дальнейший жизненный путь с наукой? Оценив все эти критерии, мы сможем условно распределить выпускников школ в различные профессиональные профильные группы и предложить им соответствующее обучение.
Как упоминалось выше, важным моментом при самоопределении выпускника школы является выбор вуза и факультета. При этом следует отметить, что жесткий отбор в столичные вузы практически не оставляет шансов выпускникам малых городов для обучения в наиболее престижных университетах страны. В то время, как обучение в хорошей нестоличной школе, имеющей профильную базу в старших классах, практически гарантирует выпускнику поступление в один из вузов родного города. В региональных условиях крайне необходимо создание учебного комплекса «школа – вуз», что даст возможность не только расширить предметный курс школьной программы, отработать систему выпускных экзаменов, соответствующих требованиям вступительных экзаменов в вуз, но и в условиях сложившейся демографической ситуации поможет сохранить региональный потенциал молодежи. При такой системе взаимного сотрудничества, учащиеся профильных классов будут иметь возможность принимать участие в студенческих- научных олимпиадах и региональных научных конференциях, конкурсах творческих работ, в полной мере заработает «Малая академия». Этот даст возможность адаптировать школьников к будущей студенческой жизни, условиям реальной трудовой деятельности, повысит их профориентацию. Профильная подготовка старшеклассников, по своей сути, является ничем иным, как первичной профориентацией. Она направлена на выявление интересов, склонностей, способностей, типов мышления, осознание необходимости трудовой деятельности. Формирование познавательных структур в процессе довузовской подготовки связано не только с содержанием деятельности, той или иной информационной основой, обосновывающей критерии правильности или ложности предполагаемого выбора, но и формированием представления о ее выполнении. Это начальный этап осознания личностно – ориентированного подхода к формированию понятия «профессионал», а именно тех личностных характеристик, которые наиболее востребованы и способны обеспечить успех в дальнейшей профессиональной карьере специалиста. Это начальный этап профессиональной подготовки, который характеризуется введением молодых людей в специальность, формирует целостное представление о выбранной сфере профессиональной деятельности. Основным связующим звеном в этой работе будет являться деятельность профконсультанта. Основные направления работы профконсультанта по самоопределению учащихся мы можем увидеть в таблице 1. В то время, как в таблице 2 представлены основные направления профессиональной ориентации школьников, проводимой профконсультантом, с учетом требований и возможностей отдельно взятого региона. Цель данной системы – трудовое допрофессиональное обучение и воспитание, которое будет предшествовать профессиональному образованию. Осуществляясь в школе, она направлено на формирование ценностных ориентиров, индивидуальных представлений о трудовой деятельности, как возможности функционирования человека в обществе, способе состояться как личность. В процессе углубленного изучения ряда учебных предметов, факультативных занятий и спецкурсов, учащиеся знакомятся со спецификой работы по выбранной специальности. Причем, акцент делается на знания, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности. Таблица 1
|