ДОКУМЕНТЫ

Социальное сиротство – явление современного мира

Боровая Т.Л.
заместитель директора школы,
руководитель центра дистанционного образования

Одной из наиболее приоритетных национальных проблем является решение проблемы сохранения генофонда нации. В РФ существует целый ряд социальных программ, направленных на защиту детства, укрепление здоровья детей, развитие их творческих способностей и активности. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в гораздо большем внимании и заботе. В Российской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство от числа детей, оставшихся без попечения родителей, причем 60% из них рождены несовершеннолетними матерями.

С ослаблением воспитательной функции семьи, деформацией внутрисемейных отношений, дети мало общаются со своими родителями, что отрицательно влияет на возникновение и поддержку духовной близости внутри семьи. Обоснованную тревогу вызывает снижение уровня культуры и воспитания в семьях, бездуховность значительной части молодежи, не умеющей строить взаимоотношения с окружающими в силу отсутствия позитивного семейного опыта. Образовательный, воспитательный и социокультурный потенциал во многих семьях реализуется поверхностно, что усугубляет системный кризис современной семьи. Тревогу вызывает также тот фактор, что во многих российских семьях царит взаимное равнодушие, отсутствие интереса к другим членам семьи, рукоприкладство, жестокость, насилие. Распространенным явлением сегодня стало бегство детей из дома. О массовости этих явлений свидетельствует статистика насилия над детьми в семье: ежегодно около 2 миллионов российских детей и подростков жестоко избиваются в семье, более 50 тысяч убегают из дома, спасаясь от побоев и ругани родителей, 2 тысячи заканчивают жизнь самоубийством. Увеличение числа детей данной категории вызывает растерянность в обществе, так как не выработан и невозможно выработать такой механизм, который бы навсегда избавил нас от решения данной проблемы.

В настоящее время в социальных и педагогических словарях наряду с общепринятым термином «сиротство» соседствует другой, ставший уже привычным – «социальное сиротство». Так, в «Толковом словаре русского языка» находим следующее определение: «Сирота – ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя». В других словарях можно найти определение сиротства, как состояния одиночества.

Сиротство – это социальное явление и имеет такую же давнюю историю, как и вся история человеческой цивилизации, являясь ее неотъемлемым элементом. Дети оставались сиротами во время моров, войн, стихийных бедствий, голода и т.д. Гибель родителей при данных обстоятельствах приводила к тому, что дети оставались сиротами. В дальнейшем, родители, которые не могли осуществлять по каким – либо причинам уход за своими детьми, заниматься их воспитанием, осуществлять полный цикл родительских обязанностей, устранялись от воспитания ребенка, тем самым делая его сиротой. Истории об этом мы можем найти в Библии, например Моисей, воспитывающийся вместе с сыном египетского фараона, в русской и мировой литературе. И сегодня проблема социального сиротства стала актуальной во всем мире, причем не только в развивающихся, но и в развитых странах. В середине ХХ века сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, по данным ООН заметный рост числа брошенных детей наблюдается в странах Западной и Восточной Европы.

    К сожалению, почти во всех странах Планеты многие дети сегодня живут вне семьи, и эта проблема рассматривается как одна из самых серьезных проблем мирового уровня. По мнению аналитиков это происходит по многим причина, в том числе:
  1. Бедность, когда в семье не просто не хватает денег, но семья испытывает чувство голода, недоедания, обостряется целый ряд болезней. Члены семьи неграмотны, семья социально незащищена. Бедность проявляется в виде массовой нищеты в странах третьего мира, но может быть и региональным показателем развитых стран.
  2. Войны и социальные потрясения. Они вынуждают людей покидать места проживания. В результате дети разлучаются со своими родителями и родственниками.
  3. Структурные изменения в семье. Большинство многопоколенческих семей превратились в нуклеарные. Из-за роста безработицы заметно ослабевает положение и авторитет мужчины в семье, ослабевают родственные связи и формы родственной поддержки.
  4. Несовершеннолетние матери. При появлении ребенка у несовершеннолетней мамы, заботу о нем, как правило, берут на себя ее родственники. Но нередко эти дети сразу после рождения попадают в категорию «отказных детей» и воспитываются в государственных учреждениях.
  5. Насилия и злоупотребления. Многие виды насилия над детьми в семьях приводят к тому, что дети вынуждены оставлять свой дом, становиться беспризорниками ил воспитанниками государственных учреждений.

Социальные сироты – это дети, оставшиеся без попечения родителей и дети, родители которых по разным причинам отказались от них либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. Социальные сироты – это особая социально – демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившаяся попечения родителей по социально - экономическим, нравственным, психологическим и медицинским причинам.

Понятие «социальное» указывает на то, что именно общество повинно в отсутствии достаточных финансовых, материальных и общих социальных условий для выполнения каждой семьей, каждым родителем его долга по отношению к детям.

Структурные изменения в обществе негативно отражаются и на самих детях, на их поведении, социализации, адаптации, происходит смещение ценностных ориентиров, жизненная дезориентация, и, как следствие, возникают так называемы «дети группы риска». Даже родителям из так называемых «благополучных семей», порой бывает сложно справиться с таким ребенком. Школа – это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, именно школа может увидеть начало изменений в поведении ребенка, привлечь специалистов для профилактики проявления негативных тенденций в поведении ученика, к помощи в его социализации и адаптации. В МАОУ СОШ № 6 города – курорта Анапа на протяжении нескольких лет работает площадка «Социально-педагогическое сопровождение семьи в школе». Помощь семьям оказывают квалифицированные педагоги-психологи, социальный педагог, созданный в этом учебном году школьный ПМПК центр.

К нам приходят родители с разными проблемами: личностными, межличностными, поведенческими, педагогическими, психологическими. Систематически работая в данном направлении, мы помогаем преодолевать трудные жизненные ситуации семье со «сложным ребенком». Учителя нашей школы обращают особое внимание на помощь семье и детям, которая необходима при социализации и обучении данной категории детей. «социально - педагогическое сопровождение семьи в школе» - комплекс психолого – педагогических мероприятий, образующих систему социально – педагогического сопровождения родителей и детей.

Hosted by uCoz