Воспитательная работа
ПРОГРАММА
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В ШКОЛЕ

         Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

1. Актуальность разработки программы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении

         Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

         В рамках модернизации образования Российской Федерации на новый план в деятельности общеобразовательных школ выходит программа предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в школе.

         В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

2. Цели и задачи профориентационной работы

         Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

    Задачи:
  1. получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  2. обеспечение диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  3. способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов.
3. Аспекты и этапы реализации программы профориентационной работы

         Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, так как только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.

         Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

         Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

          Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

          Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

          Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

          Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

         С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

4. Содержание профориентации в условиях непрерывного образования

         Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

         С этой целью в школьные планы работы необходимо включать вопросы профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация.

         Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя «Технологии».

         Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7 - 9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

5. Основные формы работы

         Самыми распространенными мероприятиями профориентационной работы являются уроки профориентации, внутришкольные конкурсы, связанные с выбором профессии.

№ п/п Форма работы Краткое описание
1 Профпросвещение Начальная профессиональная подготовка школьников осуществляется через уроки труда, организацию кружков и т.д.
2 Профинформация Система мер по ознакомлению учащихся:-с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда-с характером работы по основным профессиям и специальностям-с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенными на территории Краснодарского края
3 Профконсультация Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности школьника с целью выявления факторов, влияющих на выбор профессии.

6. Направления работы
7. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе
8. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению

Критерии Показатели
9 класс 10 – 11 класс
Когнитивный 1.Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями. 3.Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств.
4.Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения. 4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.
Мотивационно - ценностный 1.Заинтересованность в получении знаний. 2.Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.3.Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.4.Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.5.Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора. 1.Устойчивые познавательные интересы. 2.Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций). 3.Адекватная самооценка профессионально важных качеств.
Деятельностно -практический 1.Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.
  2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам. 2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере. 3. Ориентация на творчество. 4. Стремление к совершенствованию профессионально важных качеств.

9. Оценка эффективности профориентационной работы
План мероприятий профориентационной работы ОУ

№ п/п Содержание деятельности Сроки Ответственные
1.Организационная работа в школе
1. Оформление уголка по профориентации (например, «Твоя профессиональная карьера», «В мире профессий», «Слагаемые выбора профессии»). Регулярное обновление. В течение года Заместитель директора по ВР, руководитель курса по профильному выбору, классные руководители
2. Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (мониторинг трудоустройства и поступления выпускников IX, XI классов в образовательные учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования). Август Заместитель директора по ВР
3. Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. Составление планов воспитательной работы с отражением обязательного раздела «Организация профориентационной работы в классе». Август Заместитель директора по ВР, классные руководители, психолог
4. Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. В течение года Заместитель директора по ВР, библиотекарь, психолог, Комитет по образованию
5. Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации. В течение года Библиотекарь
6. Проведение элективных курсов, факультативов, классных часов В течение года Заместитель директора по ВР, руководитель курсов
7. Организация выпуска школьной газеты с разделом по профориентации. В течение года Заместитель директора по ВР, школьный актив, психолог
8. Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами. В течение года Заместитель директора по ВР, классные руководители
9. Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образованиями, предприятиями. В течение года Заместитель директора по ВР, классные руководители, руководители курсов
Работа с педагогическими кадрами
1. Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп. В течение года Заместитель директора по ВР, классные руководители
2. Рассмотрение вопросов профориентационной работы на педсоветах школы. В течение года Заместитель директора по ВР, психолог
3. Организация для педагогов профконсультации по изучению личности школьника В течение года Психолог
4. Заслушивание отчетов классных руководителей, руководителей кружков о проделанной работе по профориентации 1 раз в квартал Заместитель директора по ВР
5. Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе. В течение года Психолог
6. Организация методической помощи классным руководителям в разработке классных часов, подготовке внеклассных мероприятий. В течение года Заместитель директора по ВР, психолог
7. Координация деятельности педагогов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися. В течение года Заместитель директора по ВР
Работа с родителями
1. Организация для родителей лектория по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении школьника». В течение года Заместитель директора по ВР, классные руководители
2. Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий учащимися. В течение года Заместитель директора по ВР, классные руководители, психолог
3. Организация встречи учащихся с их родителями - представителями различных профессий. В течение года Классные руководители
4. Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия. В течение года Классные руководители
5. Проведение родительских собраний (общешкольных, классных) с освещением вопросов профориентации школьников. 1 раз в квартал Заместитель директора по ВР, классные руководители, психолог
6. Подготовка рекомендаций родителям по проблемам профориентации. В течение года Классные руководители, психолог
4.Работа с учащимися
1. Проведение экскурсий на предприятия. В течение года Классные руководители
2. Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профессиональной направленности. В течение года Психолог, классные руководители
3. Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся по профориентации. Октябрь Психолог, классные руководители
4. Проведение консультаций учащихся (индивидуальных и групповых). В течение года Психолог
5. Проведение месячников, конференций, конкурсов, интеллектуальных игр, выставок по профориентации. В течение года Заместитель директора по ВР, классные руководители
6. Организация предметных недель, декад, олимпиад. В течение года Учителя-предметники
7. Проведение классных часов с освещением вопросов профориентации. В течение года Классные руководители
8. Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. В течение года Классные руководители
9. Оформление на каждого учащегося профориентационной карты. Создание портфолио учащегося. В течение года Психолог, классные руководители
10. Организация работы кружков на базе школьных мастерских. Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. В течение года Учителя технологии и учителя начальных классов
11. Привлечение учащихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования. В течение года Классные руководители, руководители ДО
12. Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение. В течение года Библиотекарь