Способствование равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными склонностями и потребностями;
Основные мероприятия (направления) профориентационной деятельности.
Вся профориентационная работа осуществляется с определенным акцентом по направлению, по которому идет подготовка в школе. Однако этот акцент не должен ущемлять свободу выбора выпускника.
В соответствии с поставленными целями и задачами профориентационная работа представляет собой комплекс мероприятий, проводимых в школе.
Основные мероприятия по профориентационной работе, проводимые в школе
координация деятельности ответственного за профориентацию учащихся;
проведение консультаций с учащимися по выбору направления, наиболее соответствующей их способностям, склонностям и подготовке;
участие в подготовке к изданию и распространению информационных и учебно-методических материалов для учащихся;
проведение ярмарок учебных мест совместно со службой занятости населения;
организация и проведение централизованного тестирования;
проведение профориентационной работы среди учащихся, направленной на приобретение перспективных, общественно значимых специальностей, установление связи со средними профессиональными учебными заведениями и организация обучения выпускников;
организация и проведение встреч учащихся с представителями профессий, пользующихся спросом на рынке труда;
Работа с учащимися в школе по профессиональному самоопределению:
преподавание в школе – углубленное изучение предметов;
руководство научными обществами учащихся – кружковая работа;
организация и проведение тематических экскурсий;
проведение анкетирования учащихся по их самоопределению в профессии;
активизация интереса учащихся к выбору профессии;
доведение сведений до учащихся специальностей (профессий).
Работа с классными руководителями в школе по профессиональному самоопределению учащихся:
взаимодействие с классными руководителями по выявлению способностей, склонностей, уровня обучения учащихся;
изучение склонностей, интересов в процессе вовлечения учащихся в разнообразные виды внеклассной деятельности;
анкетирование о профессиональном обучении.
Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению учащихся:
участие в родительских собраниях;
информирование родителей учащихся о специальностях (профессиях)
участие в коррекции профессиональной направленности учащихся;
информирование о правилах приема, перспективах развития рынка труда, разъяснение роли родителей в профессиональной ориентации учащихся – выборе профессии.
Организационно-массовые формы профориентационной работы:
психолого-педагогические тренинги профессионального самоопределения учащихся;
лекции по профориентации, проводящиеся классными руководителями приглашёнными
Методическая работа:
составление индивидуальных учебных планов для учащихся
разработка и апробация методик профессионального самоопределения;
профессиональное ориентирование учащихся через включение в научно-исследовательскую деятельность.
Профориентационные диагностика и консультации:
исследование мотивации выбора профессии;
исследование профессиональных интересов;
исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;
индивидуальные консультации для учащихся, родителей, педагогов.
Работа с родителями обучающихся:
тематические родительские собрания;
классные часы –с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;
встречи учащихся и родителей с выпускниками - студентами ВУЗОВ
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Цель профориентационной работы – подготовить учащихся к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.
Задачи профориентационной работы:
Формирование у учащихся личностных и общественно-значимых мотивов выбора профессии.
Определение склонностей, интересов и способностей учащихся к конкретному виду деятельности и возможностей реализации.
Развитие значимых для профессиональной деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.) и специальных (математических, художественных и др.) способностей.
Создание условий для общекультурной и допрофессиональной подготовки школьников с учетом выявленных интересов, склонностей, способностей и социального запроса их родителей.
Ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях региона, области, страны и о других способах получения профессии.
Пропаганда востребованных в обществе профессий.
Оказание помощи учащимся при решении вопроса о выборе профессии.
Организация совместной деятельности школы, предприятий, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта по профориентации учащихся.
Мониторинг профориентационной работы школы и профессионального самоопределения выпускников.
Профориентационная работа является одним из направлений внеурочной воспитательной работы. ЦЕЛИ: воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний, умений и навыков, формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики.
Необходимо отметить, что в школе отработана определённая система в данном направлении. Так как в основном работа ложится на плечи классных руководителей, то каждый год на методическом объединении проводится учёба по тому или иному вопросу данного направления. Вопросы профориентации учащихся обсуждаются на совещании при директоре: «Организация профессиональной ориентационной работы» (9 кл.)
Таким образом, первое направление этой работы – это работа с педагогическим коллективом.
Второе направление - работа с ученическим коллективом, которая идёт с 1 по 9 класс, имея свои особенности в младшем и среднем звеньях.
Третье направление – работа с родителями.
Младшее звено 1-4 классы: Цели: Выявление интересов учащихся; расширение интереса и воспитание к познанию мира профессий; расширение об окружающем мире.
Задачи: Определить уровень знаний учащихся о мире профессий; расширить знания об интересующих их профессиях; познакомить с новыми профессиями, доступными для понимания в данном возрасте.
Реализуются данные задачи и цели через:
1 – 4 классы. Экскурсия на пришкольный участок – «Труд мой осенью», экскурсия в кабинет труда и школьную мастерскую; встречи с родителями. «Уважение к людям труда».
беседа «Труд людей осенью», уход за деревьями, разговор о профессиях: «Мамы разные важны, мамы всякие нужны» и т.д.
беседа «Профессии наших родителей», экскурсия в столовую, знакомство с профессией повара, беседа «Как хлеб на столе появился».
Среднее звено 5-8 классыЦели: Формирование личности, имеющую потребность в самопознании и самореализации; воспитание человека, владеющего необходимыми знаниями в мире профессий.
Классные руководители создают условия для изучения склонностей и способностей учащихся, формируют у учащихся представления о влиянии определённых факторов на выбор профессии, знакомят с миром профессий, формируют практические умения и навыки через беседы: «Роль знаний в выборе профессии», «Чем могу помочь дома?», «Сколько стоит минута?», «Мир профессий и место в нём человека», беседа «Моё любимое занятие», экскурсии – «Работа моих родителей» и т.д.
9классЦели: Формирование качеств личности, необходимых в современных условиях; воспитание человека, желающего и умеющего получать знания и использовать их на практике; формирование осознанного подхода к выбору профессии с учётом индивидуально-психологических особенностей и спроса на данную специальность.
Цели реализуются через различные виды, формы и методы:
В учебный план включены спецкурсы «Введение в музыкальную информатику», «Подросток и закон», «Деловой русский», «Ценности и смыслы профессиональной культуры».
Диагностика профессиональных склонностей с целью определения будущих профессий.
Беседы: «В мире профессий», «Как нужно выбрать нужную профессию», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Что такое рынок труда», «Оптимальные поведение на рынке труда», «Мир профессий и место в нём человека»; знакомство с работой учителя, врача, медсестры, библиотекаря, воспитателя. На ориентационных курсах, при проведении предпрофильной подготовки, обучающиеся выполняют творческие работы и защищают их.