РАЗДЕЛ |
по организации инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях I. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ 1.2. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и не ограничивается состоянием здоровья гражданина. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» граждане Российской Федерации имеют право на выбор общеобразовательного учреждения и формы получения образования. 1.3. Под инклюзивным образованием в настоящем Положении понимается обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений. 1.4. Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. 1.5. Цель инклюзивного образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. 1.6. Задачи инклюзивного образования: - создание эффективной системы психологопедагогического и медикосоциального сопровождения обучающихся, воспитанников в общеобразовательном учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития; - освоение обучающимися, воспитанниками общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом; - формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.7. Инклюзивное образование детей-инвалидов может реализовываться через следующие модели: 1) полная инклюзия - дети-инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.; 2) частичная инклюзия - дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы которых рекомендует межведомственная комиссия по включению детей-инвалидов в инклюзивное и (или) дистанционное образование (далее – Межведомственная комиссия) по согласованию с родителями (законными представителями). Также дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противоречит рекомендациям Межведомственной комиссии; 3) внеурочная инклюзия - дети-инвалиды (инвалиды) обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в общеобразовательном учреждении по рекомендациям Межведомственной комиссии и по согласованию с родителями (законными представителями). 1.8. Контроль за освоением образовательных программ детьми-инвалидами (инвалидами) осуществляет общеобразовательное учреждение. II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии заключения медико-социально-экспертной комиссии (МСЭК) об установлении инвалидности на любой ступени общего образования (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего) по заявлению родителей (законных представителей). При переходе на модели «частичная инклюзия» или «внеурочная инклюзия» необходимо заключение Межведомственной комиссии и согласие родителей (законных представителей). 2.2. В качестве рекомендуемого минимального объема учебной нагрузки детей-инвалидов (инвалидов) могут рассматриваться нормы часов, содержащиеся в письме Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 года № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому». При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями. 2.3. Право распределения часов по учебным дисциплинам предоставлено общеобразовательному учреждению по согласованию с муниципальным органом управления образованием, при этом следует учитывать индивидуальные психофизические особенности, интересы детей-инвалидов (инвалидов), рекомендации Межведомственной комиссии, ПМПК (если они имеются). 2.4. Индивидуальный учебный план детей-инвалидов (инвалидов), обучающихся по модели «частичная инклюзия», формируется из предметов индивидуального учебного плана на дому и предметов учебного плана общеобразовательного учреждения, которые не входят в индивидуальный учебный план на дому. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны изменения индивидуального учебного плана в соответствии с рекомендациями Межведомственной комиссии и по согласованию с родителями (законными представителями). 2.5. Расписание учебных занятий для детей-инвалидов (инвалидов), обучающихся по модели «частичная инклюзия», составляется таким образом, чтобы образовательные программы по конкретному предмету полностью изучались либо на дому, либо в общеобразовательном учреждении. Расписание занятий согласовывается с родителями ребенка и утверждается руководителем образовательного учреждения. 2.6. Фамилии детей-инвалидов (инвалидов), обучающихся по моделям «частичная инклюзия» и «внеурочная инклюзия» и данные об успеваемости (результаты промежуточной (четвертные, полугодовые отметки), государственной (итоговой) аттестации, перевод из класса в класс, выпуск из школы) вносятся в классный журнал соответствующего класса. На каждого такого обучающегося заводятся индивидуальные журналы, где учителя записывают даты занятий, содержание пройденного материала, количество часов и выставляют текущие отметки как за предметы индивидуального обучения на дому, так и за предметы, изучаемые в классе. 2.7. Контроль за своевременным проведением занятий, за выполнением учебных программ осуществляется в общеобразовательном учреждении заместителем директора по УВР, той ступени образования, на которой находится ребенок. 2.8. Ответственность за жизнь и здоровье детей-инвалидов в пути следования к общеобразовательному учреждению и обратно несут родители (законные представители). 2.9. Ответственность за жизнь и здоровье детей-инвалидов в общеобразовательном учреждении несет учреждение и родители (законные представители), если по заключению Межведомственной комиссии, присутствие родителей в ОУ необходимо. 2.10. Промежуточная аттестация, перевод в следующий класс, государственная (итоговая) аттестация выпускников 9, 11 (12) классов, обучающихся инклюзивно, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении (Уставом школы) , положением общеобразовательного учреждения и другими соответствующими нормативными актами. 2.11. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, государственная (итоговая) аттестация проводится в форме государственного выпускного экзамена или может по их желанию проводиться в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание обеих форм государственной (итоговой) аттестации. Выбранные выпускником форма (формы) государственной (итоговой) аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении. Государственный выпускной экзамен для выпускников с ограниченными возможностями здоровья организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей выпускников и состояния их здоровья. 2.12. Наполняемость класса интегрированного обучения составляет не более 25 человек, количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не должно превышать 3-4 человек. 3.1. Заключение межведомственной комиссии по включению детей-инвалидов в инклюзивное образование, в котором должно быть прописано: - рекомендуемая учебная нагрузка на учащегося (количество дней в неделю, часов в день); - оборудование технических условий (при необходимости); - сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости); - возможность получения дополнительного образования; - организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося с указанием специалистов и допустимой нагрузки (количество часов в неделю). 3.2. Заявление родителей с обязательным указанием цели инклюзивного образования для их ребенка, часов аудиторной учебной нагрузки, дополнительного образования, психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями Межведомственной комиссии. 3.3. Приказ общеобразовательного учреждения об организации инклюзивного образования для ребенка-инвалида (инвалидов), в котором должна быть указана аудиторная учебная нагрузка на обучающегося инклюзивно, сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости), часы дополнительного образования (если оно рекомендовано Межведомственной комиссией), организация психолого-педагогического сопровождения, а также возложение ответственности за жизнь и здоровье обучающегося на педагогических и (или) административных работников общеобразовательного учреждения. 3.4. Индивидуальный учебный план ребенка-инвалида (инвалида) с полной учебной нагрузкой (с учетом индивидуального обучения на дому, инклюзивного образования, дистанционного образования (при наличии). ИУП составляется в соответствии с приложением к приказу Министерства образования и науки Краснодарского края от 30.07.12г. №5991. 3.5. План воспитательной работы учреждения, который должен включать в себя мероприятия, связанные с просветительской деятельностью, направленные на воспитание у учащихся, педагогов и родителей гуманного отношения к инвалидам; проведение мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и др. Данный план составляется на учебный год заместителем директора по ВР. В соответствии с планом воспитательной работы школы, в планы воспитательной работы классов классные руководители также вносят мероприятия, направленные на формирование гуманного отношения к детям с ОВЗ. IV. ОБЯЗАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4.2. Обеспечить материальную базу, направленную на создание безбарьерной среды для детей-инвалидов обучающихся в ОУ. 4.3. Осуществлять плановую подготовку (переподготовку) кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; V. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА _____________________________ (Ф.И.О. обучающегося) наименование общеобразовательного учреждения
Таблица-сетка часов индивидуального учебного плана учащейся 7 класса МОБУ СОШ № 1 ст. Петровской Ивановой Виктории на 2011-2012 учебный год
|