МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тезисы выступления руководителя МЦДО МАОУ СОШ № 6 Боровой Т.Л.

Проблема поиска новых форм работы с детьми-инвалидами в целях их социальной реабилитации и интеграции, организации досуга имеет необычайно важное значение в настоящее время. Всеобщая декларация прав человека гарантирует инвалидам право на полное и равное участие во всех сферах жизни общества. Но реально эти люди часто лишены возможности такого участия. Процессы гуманизации общественной жизни, происходящие на современном этапе развития России, требуют неотложного решения благородной задачи - найти пути повышения "ценности жизни" инвалидов. Создание равных возможностей для детей-инвалидов как направление государственной социальной политики связано:

  1. с обеспечением доступности для них в равной степени, как и для остальной части общества,знаний в сфере образования,
  2. овладение культурными традициями общества
  3. и социальной реабилитацией в среде сверстников.

Сегодня Базоваяшкола – это единое образовательное пространство с целостной выстроенной системой социализации, воспитания и развития личности не только обычного школьника, но и ребенка – инвалида, поэтому эта среда должна быть доступна и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Центром дистанционного образования МАОУ СОШ№6 г-к Анапапроведен контент-анализ проблемы сложности социальной реабилитации детей-инвалидов в рамках поликультурнойобразовательной среды, что позволило выявить следующие проблемы:

  • непонимание со стороны здоровых детей проблем детей-инвалидов;
  • эмоциональные проблемы в социальной жизни детей-инвалидов- окружающие видят в первую очередь их дефекты, но не задумываются о личности ребенка; не замечают его потребности, интересы и желания;
  • недостаточная включенность детей-инвалидов в научно-исследовательскую работу;-изолированность от общения со сверстниками.

Особенно это коснулось семей, в которых ребенок-инвалид обучается на дому, не посещает общеобразовательную школу. Данные контент-анализа показали, что у детей-инвалидов присутствует социальная задержка развития. Они не умеют дружить, у них слабо развиты коммуникативные навыки.Поэтому, одним из направлений работы МЦДО МАОУ СОШ № 6 МО г-к Анапа является разработка и реализация программы: «Социальная реабилитация детей-инвалидов в поликультурной образовательной среде». Посредством организации совместной исследовательской деятельности учащихся школы и детей с ОВЗ, проведения традиционных праздников и внеклассных мероприятий, где дети-инвалиды могут общаться со своими сверстниками, расширить круг своих друзей Данная программа помогает включить каждого ребенка в расширенную образовательную и воспитательную среду.

Большую пользу от этого общения может получить и здоровый ребенок. В первую очередь, это деликатность, способность тонко чувствовать трудности другого, терпимость к менее успешному сверстнику,способность помочь, которая включает в себя некоторые специальные навыки. Здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые абсолютно не развивает современная система образования. Но именно эти навыки и способности пригодятся школьникам во взрослой семейной жизни, а для многих и в профессиональной. Итак, отличительной чертой нашей работы является создание благоприятной атмосферы взаимоподдержки, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали заботу своих сверстников и развивались вместе с ними, чувствуя свою востребованность среди сверстников. Поэтому дети должны научиться жить вместе.

Для организации досуга детей с ограниченными возможностями проведены следующие мероприятия Центром ДО:

  1. Новогоднее представление «Сказки новогоднего леса».
  2. Рождественские встречи.
  3. Праздник «Милая мама моя».
  4. Организовано поздравление учащимися БШ детей-инвалидов на дому.
(на каждом празднике дети-инвалиды являются активными участниками: читают собственные стихи, поют песни, участвуют в игровой программе, организованной учащимися школы).

Говоря о духовно-нравственном аспекте воспитания учащихся с ОВЗ, хочется отметить, что наш центр тесно сотрудничает с Центром детского творчества МО г-к Анапа. Учащиеся МЦДО активно участвуют в поэтических конкурсах «Вдохновение» и «Адамант». В БШ проходят выставки творческих работ и рисунков детей-инвалидов, готовится к публикации сборник стихов учащихся (детей-инвалидов) Сороколетова Олега, Шалаевой Татьяны и Братчиковой Оксаны.

Содействие развитию творческих способностей учащихся с ОВЗ применению их интеллектуального потенциала способствовало привлечение детей-инвалидов к научно-исследовательской деятельности. Таким образом,в2011-2012 и 2012-2013учебном году учащиеся Центра дистанционного обучения приняли активное участие в научно-практических конференциях, исследовательских проектах,олимпиадах и викторинах,как муниципального, так и федерального уровня, конкурсах компьютерного художественного творчества и имеют следующие результаты:

  1. Научно – практическая конференция « Милая сердцу - родная Анапа»
    Учащиеся Братчикова Оксана и Шалаева Татьяна стали лауреатами и награждены Грамотами УО.
  2. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся « Отечество» Учащаяся Джанунц Людмила стала призером и награждена грамотой УО.
  3. Муниципальный конкурс компьютерного художественного творчества « Анапа – город детства» в номинации «Праздники»,учащийся Терещенко Константин стал победителем, награжден грамотой УО.
  4. Межрегиональная дистанционная олимпиада по психологии «Психология без границ» (ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», ООО «ОБРУЧ»).
    Учащаяся Джанунц Людмила стала призером, учащиеся Сороколетов Олег и Терещенко Константин получили сертификаты участников.
  5. Четвертая Всероссийская дистанционная викторина «Поиграем в города». Учащиеся Землянская Дарья и Баур Нина получили сертификаты участников.
  6. Всероссийская дистанционная викторина по биологии «Тайна королевства розы» Учащиеся Землянская Дарья, Завальный Рувим получили сертификаты участников, Сороколетов Олег стал призером.
  7. Вторая Всероссийская дистанционная викторина по английскому языку «Рождественское настроение».

Учащиеся Землянская Дарья и Шалаева Татьяна получили сертификаты участников.

Также программа « Социальная реабилитация детей-инвалидов в поликультурной образовательной среде»,предусматривает психолого-педагогическое сопровождение учащихся МЦДО и семей, в которых воспитываются дети с ОВЗ. Систематически педагог-психолог центра проводит занятия с учащимися, направленные на успешную адаптацию ребенка к новой для него образовательной среде, для родителей учащихся с ОВЗ организованы консультации психолога в дистанционном режиме: «У вас растет особенный ребенок».

Большое внимание в своей работе, мы уделяем внедрению здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ.Кроме того, уделяем внимание повышению уровня компетенций родителей в вопросах охраны здоровья. В Центре ДОразработан и проходит апробацию «Антистрессовый комплекс упражнений для детей с ОВЗ». Занятия по данному направлению проводятся не только с учащимися, но и с родителями.

Мы считаем, что проведение подобной работы будет способствовать тому, что любой ребёнок, в том числе и ребёнок-инвалид, станет востребованным членом общества, хорошо ориентированным в высокотехнологичном мире. Планируем, что все дети-инвалиды, пройдя обучение и развитие в Центре дистанционного образования, став его выпускниками, расширят свой кругозор, смогут развить творческий и интеллектуальный потенциал, став востребованными обществом и временем.

Hosted by uCoz